Мурманский губернский Совет народных судей города Мурманск (25 марта 1922 — 31 августа 1922)

Все народные суды, которые входили в состав губернии или соответствующей ей отдельной территориальной единицы РСФСР, составляли судебный округ. В каждом судебном округе для рассмотрения кассационных и частных жалоб на приговоры, решения и действия народных судов и ближайшего контроля над ними действовал Совет народных судей. Право высшего контроля над приговорами и решениями народных судов и Советом народных судей принадлежало Народному Комиссариату Юстиции и определялось особым положением. Совет народных судей состоял из: 1) председателя Совета народных судей и его заместителя; 2) постоянных членов Совета народных судей в числе от двух до пяти; 3) народных судей округа, которые участвовали в заседании Совета по очереди. Председатель, заместитель председателя и постоянные члены Совета народных судей из числа народных судей избирались губернскими съездами народный судей округа, утверждались соответствующими губернскими исполнительными комитетами Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и образовывали президиум Совета народных судей. Члены президиума Совета народных судей отзывались губернскими исполнительными комитетами как по их инициативе, так и по представлению съездов народных судей. В случае когда кандидаты в члены президиума не утверждались губернским исполнительным комитетом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, впредь до нового съезда, губернским исполнительным комитетом в президиум Совета народных судей назначались лица, из состава народных судей по своему усмотрению. Для рассмотрения поступающих дел, Совет народных судей образовывал уголовные и гражданские отделения, которыми заведовали члены президиума Совета народных судей. Для рассмотрения дел в уездах, Советы народных судей организовывали выездные сессии. Заседания Совета народных судей для рассмотрения кассационных и частных жалоб происходило в составе трех членов: одного члена президиума Совета народных судей и двух народных судей из числа всех народных судей губернии, вызываемых для участия в заседаниях Совета народных судей на срок до двух недель, в порядке, который устанавливал губернский съезд народных судей. Рассмотрение жалоб на действия народных судей и функции контроля возлагались на президиум Совета народных судей, причем функции контроля осуществлялись им непосредственно или через уездные бюро юстиции. Ведения заседаний Совета народных судей по каждому отделению возлагалось на председательствующего из состава членов президиума Совета народных судей. К слушанию дела в Совете народных судей вызывались: обвиняемые, потерпевшие, обвинители, стороны и лица, заявляющие права на вещественные доказательства; однако неявка вызываемых не останавливала рассмотрения дела, за исключением тех случаев, когда Совет признавал их присутствие необходимым. Совет народных судей имел право отменять приговоры и решения, в случае признаваемыми им существенными нарушения или неправильным применением декретов, в частности нарушения форм судопроизводства, а также в случае неполноты следствия. Совету народных судей принадлежало право отмены приговоров и решений народного суда также в тех случаях, когда обжалованные приговоры и решения народного суда были явно несправедливы. Совет народных судей при рассмотрении дела не был связан пределами кассационной жалобы и поводами в ней указанными. В случае отмены приговора и решения, Совет народных судей указывал в чем именно заключалась неправильность применения закона, какие формы судопроизводства были нарушены, или в чем выражалась неполнота следствия или явная несправедливость отменяемого приговора или решения. Отменяя приговор или решение, Совет народных судей передавал дело для вторичного рассмотрения по существу в другой народный суд. Указания, сделанные Советом народных судей в мотивации по отмене приговора или решения были обязательны для суда пересматривающего дело. В случае отмены приговора или решения, дело в течение трех дней отсылалось в тот народный суд, которому было поручено новое рассмотрение дела, копия же решения Совета народных судей отсылалась для руководства в народный суд.(1).

Губернские Советы народных судей являясь кассационной инстанцией для рассмотрения жалоб на приговоры, решения и действия народных судей и органом ближайшего контроля над подведомственными им органами юстиции, несли ответственность за правильное функционирование судебно – следственного и судебно – исполнительного аппарата в губернии и в частности: 1) Производили периодические ревизии всех судебных, следственных и судебно – исполнительных органов как непосредственно, так и через добавочных судей – инструкторов; 2) Временно отстраняли от должности народных судей и следователей, уличенных в служебных злоупотреблениях; 3) Образовывали при Совнарсуде и убюсте особые сессии народного суда для слушания важнейших дел общей подсудности, а также более крупных дел, которые поступали из губернских трибуналов и чрезвычайных комиссий, а равно дежурные камеры народных судов для непосредственного рассмотрения в самый день задержания преступников тех дел, которые не требуют особой подготовки; 4) Инструктировали народные суды, как в области правильного применения и толкования декретов Советской власти, так и в области процессуального права путем рассылки соответствующих циркуляров, а также приговоров и решений, имеющих принципиальное значение; 5) Распределяли совместно с губотюстом (губернский отдел юстиции) утвержденных губисполкомом народных судей и народных следователей; 6) Командировали народных судей в губернские комиссии о несовершеннолетних; 7) Наблюдали за деятельностью судебных исполнителей; 8) Командировали народных судей в губземотделы для участия в рассмотрении спорных дел, связанных с землепользованием; 9) Собирали и систематизировали приговоры и решения, имеющие принципиальный характер, для направления их в Народный Комиссариат Юстиции; 10) Входили с ведома отдела юстиции с докладами и отчетами в губисполком о работе Совнарсуда и подведомственных органов.(2).

Приказом № 1 от 18 марта 1922г. председателем Мурманского губернского Совета народных судей был назначен Хохлов Иван Евсеевич. Член президиума Меллер Александр Моисеевич был назначен заведующим судебно-следственным отделом. Член президиума Жуков Иван Иванович был назначен председателем Особой сессии. Прибывший из Мургубревтрибунала Савин Алексей Васильевич был назначен на должность следователя по важнейшим делам с 15-го марта 1922г. Прибывший из Исправ-Трудового Учреждения (быв. Карательного) Александров Яков Эммануилович был назначен на должность врид. секретаря судебно-следственного отдела с 15-го марта 1922г. Бронина Вера на должность машинистки. Новоселов Георгий Иванович на должность секретаря Совнарсуда с 1-го апреля 1922г. Лысов Михаил Иванович на должность секретаря Особой сессии с 15-го апреля 1922г.(3).

Приказом № 2 Константин Фомин был принят на должность регистратора в общую часть с 15-го апреля 1922г. Матусевич на должность председателя Особой сессии со 2-го мая 1922г.(4).

Приказом № 3 Небученова Лидия была принята на должность машинистки с 15-го мая 1922г.(5).

Приказом № 7 Козлов Михаил был принят на должность делопроизводителя с 15-го июля 1922г.(6). Кроме того, в Совнарсуде работали: курьер Кротова Анастасия Васильевна, нарследователь 1-го участка Иванов Михаил Иванович.(7).

Представляет интерес рапорт начальника заградительного поста № 2 Захарова от марта 1922г. начальнику пограничного особого отделения. В данном рапорте Захаров указывает: "Довожу до Вашего сведения следующее, что в местном нарсуде имеется пять человек служащих, а именно нарсудья, секретарь, переписчица, сторож и курьер. Ввиду того, что я нахожусь совершенно в недоумении, поэтому и обращаюсь к Вам за разъяснением, неужели на самом деле нужно при таком учреждении такое количество служащих. Одновременно с этим сообщаю Вам, что в течении марта месяца не было заседания суда. Спрашивается, что же делают эти пять человек. Оказывается ничего. В тоже время ставлю Вас в известность, что секретарь указанного судьи бывший судебный пристав, переписчица его дочь, сторож, жена судьи, курьер бывший жандарм, т.е. все собранные одной шерсти, исключая самого, который воспитан совершенно мало и все таки одобряет своего секретаря".(8). В своем ответе заведующий губернским отделом юстиции Хохлов Иван Евсеевич пишет: "Сообщаю, что штат Нарсуда в настоящий момент пересмотрен и вместо двух человек сторожа и курьера остался один. Что же касается социального положения состава суда, то гнать только за то, что они в прошлом принадлежали к тому или другому сословию, как для сознательного человека, вполне должно быть понятно, что не приходится. Спецов должны мы использовать, пока сами не станем таковыми. Это лозунг нашей работы, иначе говоря учись и смотри. Воробьев о котором идет речь – это есть спец своего дела. Теперь говоря о той работе, которую они выполняют, то она не исчерпывается одними судебными заседаниями и судить по ним с целью определить ее сложность – это не быть в курсе работы и быть в своих суждениях однобоким. Давать же ответ Вам о работе суда отдел юстиции не уполномочен, а потому не будет. Если же, что заметите в работе суда в смысле нарушения им декретов, распоряжений Советской власти или же поступков со стороны отдельных личностей суда, то по уведомлению отдела юстиции, последним сейчас же будут приняты меры к пресечению и кроме благодарности Вам ничего не будет".(9).

Среди дел, которые рассматривал Совнарсуд можно указать дело о краже денежной суммы 253 147 рублей, 50 крон и 25 фотографических карточек из стола уголовного розыска при Муруездмилиции с 7-го на 8-е ноября 1920г.(10).

  1. ГАМО.ф.71.оп.1.д.1.л.2а.
  2. ГАМО.ф.71.оп.1.д.9.л.55б.
  3. ГАМО.ф.123.оп.1.д.1.л.1.
  4. ГАМО.ф.123.оп.1.д.1.л.3.
  5. ГАМО.ф.123.оп.1.д.1.л.2.
  6. ГАМО.ф.123.оп.1.д.2.л.6 с обор.
  7. ГАМО.ф.123.оп.1.д.12.л.3.
  8. ГАМО.ф.123.оп.1.д.7.л.1.
  9. ГАМО.ф.123.оп.1.д.7.л.2.
  10. ГАМО.ф.123.оп.1.д.10.