Губернский, окружной, народные суды, Совет народных судей и Особая сессия по гражданским и уголовным делам Архангельской и Мурманской губерний (1920 – 1938гг.)

Введение

Советская власть на Кольском полуострове была установлена в конце октября 1917г. Произошло это без кровопролитий и военных действий. Здесь, как и в других местностях, сразу же стали создаваться новые органы власти, в том числе и судебные.

Декретом о суде от 24 ноября 1917г. были упразднены окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды. Было приостановлено действие института мировых судей, которые были заменены местными судами в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, которые приглашались на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Местные судьи избирались на основании прямых демократических выборов, а до назначения таких выборов временно – районными и волостными, а где таких не было, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Этими же Советами составлялись списки очередных заседателей и определялись очередь их явки на сессию.

Прежние мировые судьи не лишались права, при изъявлении ими на то согласия, быть избранными в местные судьи как временно Советами, так и окончательно на демократических выборах.

Местные суды решали все гражданские дела ценой до 3000 рублей, а уголовные дела, если обвиняемому угрожало наказание не свыше 2 лет лишения свободы и если гражданский иск не превышал 3000 рублей. Приговоры и решения местных судов были окончательны и обжалованию в апелляционном порядке не подлежали. По делам, по которым присуждалось денежное взыскание свыше 100 рублей или лишение свободы свыше 7 дней, допускалась просьба о кассации. Кассационной инстанцией являлся уездный, а в столицах – столичный съезд местных судей.

Для разрешения уголовных дел на фронтах местные суды таким же порядком избирались полковыми советами, а там где их не было полковыми комитетами.

Были упразднены институты судебных следователей, прокурорского надзора, институты присяжной и частной адвокатуры.

Предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей единолично, причем постановления их о личном задержании и о предании суду подтверждались постановлением всего местного суда.

В роли же обвинителей и защитников, допускаемых и в стадии предварительного следствия, а по гражданским делам – поверенными, допускались все не опороченные граждане обоего пола, которые пользовались гражданскими правами.

Для принятия и дальнейшего направления дел и производств как судебных установлений, так и чинов предварительного следствия и прокурорского надзора, а равно и советов присяжных поверенных соответствующие местные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избирали особых комиссаров, которые принимали в свое ведение и архивы и имущества этих учреждений.

Всем низшим и канцелярским чинам упраздняемых учреждений предписывалось оставаться на своих местах и под общим руководством комиссаров исполнять все необходимые работы по направлению неоконченных дел и давать в назначенные дни заинтересованным лицам справки о положении их дел.

Местные суды решали дела именем Российской Республики и руководствовались в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку они не были отменены революцией и не противоречили революционной совести и революционному правосознанию.

Отмененными признавались все законы, которые противоречили декретам Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Рабочего и Крестьянского правительства, а также программам-минимум Российской социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-революционеров.

По всем спорным гражданским, а также и частно-уголовным делам стороны могли обращаться к третейскому суду.

Право помилования и восстановления в правах лиц, осужденных по уголовным делам принадлежало судебной власти.

Для борьбы против контрреволюционных сил, а также для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц были учреждены рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, которые избирались губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Для производства же по этим делам предварительного следствия при тех же Советах были образованы особые следственные комиссии.

Все следственные комиссии ранее существовавшие отменялись, с передачей их дел и производств во вновь организуемые при Советах следственные комиссии.(1)

В развитие и дополнение декрета о суде от 24 ноября 1917г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 15 февраля 1918г. издал декрет о суде № 2.

Согласно данного декрета о суде, для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного народного суда были образованы окружные народные суды, члены которых избирались по округам местными Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Округа соответствовали прежним округам, но от соглашения Советов зависело изменить территорию данного округа, увеличить ее или сократить.

Общее собрание членов окружного народного суда устанавливало количество гражданских и уголовных отделений в составе председательствующего и не менее двух постоянных членов в каждом. Число членов суда могло быть увеличено или уменьшено местными Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов по собственному почину или по представлению о том судебных мест.

Члены суда избирали из своей среды председателя суда и председателей отделений, отзывали их и избирали на их места других. Избранные же члены суда, не исключая председателей, отзывались избравшими их Советами.

Все приготовительные к суду действия решались коллегиально в составе не менее трех постоянных членов окружного народного суда. Решение дел по существу в гражданских отделениях происходило в составе трех постоянных членов окружного народного суда и четырех народных заседателей. По уголовным же делам решение их по существу происходило в составе двенадцати очередных заседателей и двух запасных, под председательством одного из постоянных членов суда.

Общие списки народных заседателей составлялись губернскими и городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов на основании списка кандидатов, которые представляли местные районные и волостные Советы.

Очередные списки каждой сессии составлялись путем жеребьевки исполнительными комитетами Советов.

Размер суточного вознаграждения заседателей определялся теми же Советами с обязательностью постепенного перехода к бесплатному несению гражданами государственной повинности по отправлению правосудия.

Обжалования в апелляционном порядке отменялись и допускалась только кассация решения.

Для рассмотрения кассационных жалоб на решения окружных народных судов как по гражданским, так и уголовным делам постоянные члены окружных народных судов на общем собрании данной области избирали из своей среды надлежащее количество членов областного народного суда, которые в свою очередь из своей среды выбирали председателя областного народного суда и председателей отделений.

Члены областного суда могли быть отозваны как выбравшим их в члены суда Советами, так и избравшим их в члены областного суда собранием.

При обжаловании в кассационном порядке суд имел право отменить решение не только по формальным нарушениям, признанным им существенными, но и в том случае, если кассационный суд признавал, что обжалованное решение явно несправедливо.

После отмены решения дело передавалось на новое рассмотрение в новом составе присутствия. Кассационному суду также принадлежало право помилования и смягчения наказания.

Отзывы на заочное решение допускались со стороны как истца или обвинителя, так и со стороны ответчика или обвиняемого, но в том лишь случае, если суд признавал неявку стороны, подающей отзыв, извинительной.

В целях достижения единообразия кассационной практики как съездов местных народных судей, так и областных народных судов в Петрограде был учрежден Верховный судебный контроль. В его состав входили представители областных народных судов по избранию этих судов на срок не свыше 1 года с правом отзыва как со стороны окружных судов, так и Советов и переизбрания.

Верховный судебный контроль, когда находил противоречия в толковании законов различными кассационными инстанциями, выносил решения, которые кассационными инстанциями принимались к руководству.

В случаях, когда обнаруживались неустранимые противоречия между действующим законом и народным правосознанием, Верховный судебный контроль делал законодательным органам представления о необходимости издания нового соответствующего закона.

Отменять решения Верховного судебного контроля мог только законодательный орган Советской власти.

В судах всех инстанций допускалось судоговорение на всех местных языках. Установление правил о том, на каком языке или языках ведется судоговорение или судопроизводство, предоставлялось судам совместно с Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам происходило по правилам судебных уставов 1864г., т.к. они не были отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Совета Народных Комиссаров.

Все дела охранительного гражданского судопроизводства, как-то: утверждение в правах наследства, утверждение к исполнению духовных завещаний, усыновление и т.д., а равно дела брачные, о рождении и вообще дела, оценке не подлежащие были подсудны местному суду. Дела о конкурсах на сумму свыше 3000 рублей передавались в ведение окружных народных судов.

Вопросы о подсудности как по гражданским, так и по уголовным делам решались окончательно без права обжалования судом, к которому поступило дело, причем суд, признав дело себе не подсудным, отправлял дело со всем производством в надлежащий по его решению суд, который был обязан решить дело.

Надписи о принудительном исполнении по векселям, закладным и нотариальным заемным письмам, на основании правил о принудительном исполнении, делали нотариусы, а в местностях, где их не было, лица, которые их заменяли, причем эти лица, а также нотариусы, взимали пошлину и прочие сборы в установленном размере.

Все формальные отводы по гражданским делам о смешении и дроблении исков, а также все ограничения сторон относительно формальной стороны производства (как-то: изменение основания иска, встречных требований, расширение дела новыми требованиями, привлечение новых ответчиков были отменены.

При разрешении гражданских дел, требующих специальных познаний, судом, по собственному усмотрению, приглашались сведующие лица в состав судебного присутствия с правом совещательного голоса. Сторонам предоставлялось право по соглашению включать сведующих лиц и со своей стороны в равном с каждой стороны количестве. Если же только одна сторона указывала своего кандидата, другая же сторона в назначенный ей срок кандидата не указывала, то от суда зависело или принять в состав суда указанного кандидата и назначить от себя второго эксперта или же, отвергнув заявление стороны, назначить от себя обоих сведущих лиц.

Относительно доказательств суд не был стеснен никакими формальными соображениями и от него зависело, по обстоятельствам дела, допускать те или иные доказательства. Принесение присяги было отменено.

Тайна купеческих и прочих книг была отменена.

Дела казенных и общественных управлений разбирались на одинаковых с частными лицами началах. Судебные иски между разными казенными управлениями не допускались.

Если в уголовном деле был предъявлен гражданский иск, то такой немедленно, после решения вопроса о наказании, передавался в надлежащий гражданский суд, где он рассматривался по правилам гражданского судопроизводства. Но от уголовного суда зависело принятие неотлагательных мер обеспечения иска.

Суды и тюремное заключение для несовершеннолетних обоего пола до 17 лет было отменено. Дела о несовершеннолетних, которые были замечены в общественно-опасных деяниях, рассматривались в "комиссиях о несовершеннолетних" в составе представителей ведомств юстиции, народного просвещения и общественного призрения.

По гражданским искам, ценой свыше 100 рублей, как в гражданском, в уголовном и в третейском суде взималась судебная пошлина. В размере 2% по делам от 100 рублей до 3000 рублей, 3% по делам от 3000 рублей до 100000 рублей и в размере 4% свыше 100000 рублей. От суда зависело, признавать недостаточность у просителей средств к уплате.

Присуждая гражданский иск, суд присуждал и вознаграждение в пользу выигравшей дело стороны за понесенные ею издержки.

Взимание кассационного залога было отменено.

Предварительное следствие по уголовным делам, превышающим подсудность местного суда, производилось следственными комиссиями из трех лиц, которые избирались, впредь до назначения прямых выборов, Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В целях расследования дела, следственная комиссия могла обратиться за содействием как к Красной гвардии или народной милиции, так и ко всем частным и должностным лицам, государственным и общественным учреждениям.

Участие защиты в стадии предварительного следствия могло быть ограничено по постановлению следственной комиссии, если того требовали интересы раскрытия истины, причем решения в этих вопросах подлежали обжалованию в окружном народном суде.

На определения следственных комиссий приносились жалобы в окружной народный суд.

По уголовным делам обвинительный акт заменялся постановлением следственной комиссии о предании суду.

Судебное следствие происходило при участии обвинения и защиты.

При Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов была создана коллегия лиц, посвятивших себя правозаступничеству как в форме общественного обвинения, так и общественной защиты.

В эти коллегии вступали лица, которые избирались и отзывались Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Только эти лица имели право выступать в судах за плату.

Из состава названных коллегий правозаступников суд мог пригласить для каждого дела общественного обвинителя.

Если обвиняемый почему-либо не воспользовался своим правом приглашения защитников, суд, по его просьбе, предоставлял ему помощь из названной коллегии правозаступников.

Кроме указанных обвинителей и защитников могли принять участие в судебных прениях один обвинитель и один защитник из присутствующих на заседании.

Народные заседатели участвовали в судебном следствии, им же предоставлялось право отводить во все время процесса назначенного для данного заседания председателя.

Народное заседатели решали вопрос не только о факте преступления, но и о мере наказания, причем они имели право уменьшить положенное в законе наказание по своему убеждению вплоть до условного или полного освобождения обвиняемого от всякого наказания.

Заключительное слово председательствующего было отменено. Он давал только заключение о мерах наказания, предусмотренных законом. В совещании народных заседателей председатель участвовал с правом совещательного голоса.

Не допускались жалобы на оправдательные приговоры, на смягчение наказания и на полное освобождение обвиняемого от наказания.(2).

В развитие и дополнение декретов о суде № 1, № 2 Совет Народных Комиссаров 20 июля 1918г. издал декрет о суде № 3.

Согласно данного декрета о суде, на местные народные суды было возложено рассмотрение всех уголовных дел о преступлениях и проступках, за исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, рассмотрение которых было отнесено к ведению окружных народных судов.

Дела о взяточничестве и спекуляции были изъяты из ведения революционных трибуналов и переданы в окружные народные суды.

Местным народным судам было предоставлено право налагать наказание до 5 лет лишения свободы, руководствуясь декретами Рабочего и Крестьянского правительства и социалистической совестью.

На местные народные суды было возложено рассмотрение всех гражданских дел ценою до 10000 рублей.

По делам, по которым было присуждено взыскание свыше 500 рублей или лишение свободы свыше 7 дней, допускались кассационные жалобы в Советы местных народных судей.

По более сложным уголовным делам, которые были подсудны местному народному суду, допускалось предварительное следствие, производство которого было возложено на следственные комиссии, учрежденные по декрету "О суде № 2". Предварительное следствие в этих случаях возбуждалось, как по постановлению местного народного суда, так и самой следственной комиссией, причем вопрос о направлении дела решался окончательно местным народным судом.

Решение гражданских дел в окружных народных судах было возложено на судебную коллегию, в составе председательствующего или члена гражданского отделения и 4-х очередных заседателей.(3).

VI Всероссийский Чрезвычайный съезд Советов, собравшийся в ноябре 1918г., принял специальное постановление "О точном соблюдении законов", в котором еще раз подчеркивалось, что строгое соблюдение законов необходимо для дальнейшего развития и укрепления власти рабочих и крестьян. Съезд призвал всех граждан, все органы Советской власти и всех должностных лиц к строжайшему соблюдению законов, постановлений и распоряжений центральной власти.

Однако претворение в жизнь этих документов на Кольском полуострове было приостановлено гражданской войной и иностранной интервенцией. В марте 1918г. в Мурманске высадились англо-французские, а чуть позже – американские войска. В феврале 1920г. сначала в Александровске, а затем в Мурманске произошли вооруженные восстания против белогвардейцев. На Севере была восстановлена Советская власть. Лишь после этого на Мурманской земле стали создаваться народные суды.

Мурманский уезд в то время входил в состав Архангельской губернии.

На территории Мурманского уезда в мае 1920г. были организованы народные суды I-го и II-го участков Мурманского уезда, Архангельской губернии, которые подчинялись Народному Комиссариату Юстиции РСФСР.

31 декабря 1920г. было образовано Мурманское уездное бюро юстиции.

В приказе № 1 от 31 декабря 1920г. было определено: "Ввиду избрания меня общим собранием нарсудей и нарследователей уезда от сего числа в председатели Мурманского уездного бюро юстиции с сего числа вступил в отправление обязанностей председателя означенного бюро". Подписал этот приказ народный судья 2-го участка Мурманского уезда Г.В. Шувалов.

Создание уездного бюро юстиции не оказало существенных изменений в работе. Народные судьи и следователи довольно часто увольнялись, а вновь принятые, как и их предшественники, не имели соответствующего образования и опыта работы. Многие дела месяцами лежали без движения.

13 июля 1921г. Мурманский уезд был выделен из состава Архангельской губернии и получил самостоятельность. Уездные органы были преобразованы в губернские и стали подчиняться непосредственно Москве.

Мурманская губерния состояла из восьми слабо связанных между собой волостей. В губернии было всего три небольших городских поселения. В Мурманске проживало 4800 человек, в Коле – 957 и в Александровске – 810.

Вновь созданный губернский отдел юстиции возглавил 26-летний коммунист Андрей Иванович Иванов, направленный на эту работу Наркоматом юстиции. Молодой заведующий отделом юстиции энергично взялся за работу. Ознакомившись с положением дел в губернии, он 1 сентября 1921г. доложил обстановку на заседании президиума губисполкома, предложил укрепить судебные и следственные участки коммунистами, создать еще по два участка суда и следствия. Согласившись с этими предложениями, члены президиума исполкома обещали оказать отделу юстиции содействие и рекомендовали Иванову подобрать сотрудников на вакантные должности.

В связи с образованием Мурманской губернии 13 июля 1921г. народные суды были реорганизованы в народные суды I-го и II-го участков Мурманской губернии. В 1921г. был образован народный суд III-го участка.

26-30 января 1922г. состоялся IV Всероссийский съезд работников юстиции. Мурманскую губернию на этом съезде представляли заведующий отделом юстиции Андрей Иванович Иванов и народный судья первого участка Сергей Акимович Антипов. После их возвращения в Мурманск 26 февраля состоялось специальное совещание, в работе которого помимо работников отдела юстиции и судов приняли участие руководители губисполкома, ревтрибунала, милиции и уголовного розыска (в то время он не входил в состав милиции). Выступивший на нем А.И. Иванов подробно рассказал о развернувшейся на съезде дискуссии вокруг законопроекта о судопроизводстве. По его предложению было решено прений по этому вопросу не открывать, а свое отношение к законопроекту высказать публично на страницах печати и в "Еженедельнике советской юстиции".

Собравшихся гораздо больше волновали проблемы роста преступности, текучесть кадров, большая нагрузка на суды. В Мурманске, особенно на его окраинах, группами и в одиночку орудовали уголовники, которые приезжали сюда из центральных районов. На территории губернии с населением в 15 тысяч человек в 1921г. было зарегистрировано 520 преступлений. В судах находилось свыше 600 нерассмотренных дел. Уголовный розыск ввиду большой нагрузки не в силах был справиться с работой. У единственного на всю губернию следователя находилось в производстве около сотни дел.

На совещании было решено ходатайствовать перед губисполкомом и наркоматом юстиции об увеличении судебных и следственных участков, об организации кассационной инстанции – Cовета народных судей, о выделении суду более просторного служебного помещения.

В 1922г. был образован Мурманский губернский суд Народного Комиссариата Юстиции РСФСР в г. Мурманске. 15 марта 1922г. в Мурманской губернии был образован Мурманский губернский Cовет народных судей, как высший судебный орган на территории губернии.

Трудно приходилось первым судьям и следователям. Не хватало знаний и опыта работы, возникали проблемы с выездами в волости. Судьям, помимо рассмотрения дел, приходилось выполнять и другую работу.

Любопытный документ, свидетельствующий об этом, сохранился в государственном архиве:

"Предъявитель сего, товарищ Королева Анна Михайловна, действительно народный судья второго участка. Королева имеет право возбуждать судебное преследование против нарушителей декретов Советской власти, наблюдать за производством дознания органами советской милиции, проверять законность и правильность поводов содержания под стражей", – указано в удостоверении № 93, выданном 30 сентября 1921г. судье с домашним, как она сообщила в анкете, образованием, пришедшей на эту работу из буфетчиц.

По докладу заведующего отделом юстиции Иванова президиум Мурманского губисполкома 10 июля 1922г. принял следующий проект о реорганизации отдела юстиции: "1) Ввиду немногочисленности кассационных дел упразднить совнарсуд, оставив особую сессию по гражданским и уголовным делам. При особой сессии оставить следователя по важнейшим делам. Председатель особой сессии входит членом совнарсуда Карельской трудовой коммуны (Карельская трудовая коммуна, или Каркоммуна была создана 8 июня 1920г. и преобразована в Карельскую АССР 25 июля 1923г.). 2) Вместо трех участков нарсудов, имеющихся в настоящее время, оставить два и при них два участка нарследователей. В случае утверждения постановления центром помощником прокурора утвердить председателя совнарсуда Хохлова, а председателем особой сессии Меллера".

Это постановление ушло в Москву, и спустя месяц нарком юстиции Д.И. Курский направил в Мурманск ответ следующего содержания: "1) Ходатайство об упразднении Мурманского совнарсуда ввиду крайней малочисленности поступающих в него по кассационным жалобам дел НКЮ нашел заслуживающим уважения и сделал распоряжение совнарсуду Карельской трудовой коммуны о принятии им к своему производству кассационных жалоб на приговоры и решения нарсудов Мурманской губернии. 2) Препятствий к сокращению числа участков нарсуда до двух и оставлении двух участков нарследователей со стороны НКЮ не имеется"(4).

Мурманский губернский совет народных судей был ликвидирован в сентябре 1922г.

В связи с образованием Мурманского округа в конце 1927г. Мурманский губернский суд был реорганизован в Мурманский окружной суд Народного Комиссариата Юстиции РСФСР. В сентябре 1928г. народные суды I-го и II-го участков были объединены в один народный суд Мурманского округа, который обслуживал всю территорию Мурманского округа Ленинградской области.

  1. Собрание законов и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, № 4, с.50;
  2. Собрание законов и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, № 26, с.420 (347);
  3. Декрет СНК РСФСР от 13.07.1918 № 3 "О суде";
  4. Круглов В. – "На службе закона", г. Подпорожье, МУП ИПК "Свирские огни", 2008, с. 6-9.