Сергей Петрович Гречаный родился в октябре 1958 года в Николаевской области, что на Украине. В 1975 году окончил среднюю школу и стал работать в колхозе инструктором по спорту и секретарем комсомольской организации.
Затем, с 1976 по 1979 год срочная служба на Военно-морском флоте.
В 1979 году приехал на Крайний Север, в Никель. Стал работать проходчиком в руднике «Каула-Котсельваара». В 1981 году был приглашен на работу в милицию, где работал до 1990 года. После этого работал налоговым инспектором, адвокатом, заведующим Печенгской юрконсультацией.
В январе 1999 был назначен судьей Печенгского районного суда. В 2001 году председателем суда. С 2010 по 2015 год работал судьей того же суда. В 2015 году вышел в отставку.
Интервью с Сергеем Петровичем Гречаным
– Когда вы увлеклись фотографией? Что подтолкнуло к этому?
Фотографией я увлекся в старших классах школы в начале семидесятых годов прошлого столетия. Меня увлекла возможность «останавливать», запечатлевать мгновения. Кроме того заинтересовал сам процесс получения фотографии, – приготовление химикатов, проявителя и закрепителя, проявка фотопленки и получение негатива, таинство «красной комнаты», в которой на белом листе бумаги появлялось изображение.
– А какие знания на Ваш взгляд необходимы, чтобы стать фотографом? Нужны ли школы, курсы, самостоятельное изучение прикладного материала?
Или достаточно энтузиазма и терпения, а результат придет с опытом?
Энтузиазм и терпение конечно же необходимы, как и в любом деле, которое надо освоить. И результат может придти, если наряду с этим смотреть на работы опытных, известных фотографов.
Но, все же лучше изучить принципы построения композиции снимка, правила двух третей, правила золотого сечения и пр. Это основы, без знания которых фотография будет неинтересной, безликой. Кроме того надо знать, что такое выдержка и диафрагма, составляющие экспозицию, глубина резко изображаемого пространства, широта динамического диапазона, цветовая температура, цифровой шум, как они между собой взаимодействуют и влияют на конечный результат.
Все это можно освоить и самостоятельно. На эту тему издано и имеется в продаже довольно много книг. Помимо этого очень много информации можно получить во всемирной сети Интернет, где есть в том числе и видеоуроки.
– Говорят, что в «умелых руках» и обычная «мыльница» сделает качественные снимки. Либо, если не интересные, не насыщенные объекты то и профессиональная камера не поможет. А по Вашему мнению, на сколько важно техническое оснащение фотографа. Какую фототехнику используете сейчас, с какой начинали? Можете ли посоветовать набор для начинающего фотографа?
Это точно. Можно и смартфоном сделать отличный снимок. Я имею в виду его художественную ценность. Продвинутая же камера, помимо художественной ценности, придает ему техническое совершенство, обеспечивая четкость, насыщенность, проработку деталей и т.п. Техническое оснащение важно, если фотограф не собирается останавливаться на семейной фотографии и публикациях в социальных сетях типа где был, что делал, что видел.
Если фотограф хочет участвовать в выставках и доставлять своими снимками удовольствие себе и окружающим, его камера должна «выдавать» определенное количество пикселей на дюйм изображения, чтобы можно было напечатать фотоснимок размером от 30 х 45 см и более, либо показать его на большом экране. Кроме того, важно владеть навыками обработки изображения в фоторедакторе, в котором можно исправить ошибки при съемке, улучшить снимок или изменить его.
Профессиональная камера, например, как у меня полнокадровая Canon 5D Mark III, дает больше возможностей, позволяет снимать в самых неблагоприятных условиях (недостаточная освещенность, дождь, снег, мороз) и получать качественные снимки. Также важное значение имеет оптика (объективы) и ее качество. Каждый объектив (широкоугольный, стандарт, зум, телеобъектив) позволяет достичь того или иного художественного замысла. У меня их, например, шесть.
А начинал я с обыкновенной Смены-8. Затем были Зоркий, Чайка, Любитель, ФЭД, Киев, Зенит, Nikon. Кстати, на основе увлечения фотографией, у меня появилось новое хобби – коллекционирую старые (в основном пленочные) фотоаппараты.
Что касается совета по набору для начинающего фотографа, то в условиях нынешнего огромного разнообразия фототехники прежде, чем советовать, надо выяснить, что человек хочет снимать, в каких условиях, как часто будет брать в руки фотоаппарат, какую сумму готов потратить. То есть, это очень индивидуально и от этого будет зависеть совет.
– Какая стадия этого увлечения Вам больше нравится, что в большей степени доставляет удовольствие и удовлетворение: подготовка к фотосъемке, поиск и выбор объектов, настройка аппаратуры, установка «света» и т.п.; редактирование фотографий, сравнение и отбор снимков, монтаж, «фотошоп»; видеть и оценивать готовый результат, показывать работы и слышать мнение о них.
Я очень большой любитель туризма и рыбалки. Пешком, на квадроцикле, снегоходе и лодке я изучил весь Печенгский район (и не только), побывал в самых интересных и красивых местах, каковых немалое количество. И всегда и везде со мною фотокамера. Наибольшее удовлетворение получаю от процесса съемки, потому что надо добраться до объекта съемки, осмотреть его со всех сторон, выбрать наиболее подходящий ракурс, дождаться желаемого освещения. Люблю снимать с высоты, когда открывается простор и дух захватывает. А для этого надо подняться (на квадроцикле, снегоходе, пешком) по бездорожью на самую верхнюю точку горы.
Ну, и конечно, люблю видеть и оценивать готовый результат, показывать работы и смотреть реакцию зрителей.
– Для столь масштабного увлечения «маловато» семейного фотоальбома. Наверняка хочется, в какой-то мере, и признания общественности. А вы участвовали в каких-либо выставках, конкурсах? Может сами были организатором чего-то вроде вернисажа? Кем и где, если не секрет, использовались Ваши работы?
Конечно. Участвовал в фотовыставках. В 2015 году осуществил две персональные выставки из 46 работ в ДК «Восход» п. Никель и ДК «Октябрь» г. Заполярный.
В 1994 году в Норвегии была напечатана серия открыток с моими фотографиями с видами Никеля и Печенгского района.
Мои фотографии использовались в буклетах о Печенгском районе, календарях. В частности в прошлом году УСД в Мурманской области были использованы мои фотографии в календарях судейского сообщества Мурманской области и будут использоваться в этом году. Правительство Мурманской области отобрало несколько фотографий для размещения в календаре 2017 года.
Мои фотографии используются сайтом администрации Печенгского района. Я имею также очень широкую аудиторию в социальных сетях Одноклассники, Вконтакте, Фейсбук, Инстаграм.
Кроме того, мои фотографии можно посмотреть на фотосайте по адресу zonerama.com/grechany.
– А есть ли у Вас съемка мечты? Есть ли какая-то задумка, которую планируете воплотить в жизнь?
Никак не могу приступить к съемке северного сияния. Все как-то не складывается. Есть планы съемок в заповеднике Пасвик, ночные снимки тундры, дороги. Есть и другие, большие планы, о которых пока не буду говорить.
– Существует множество жанров фотографии: пейзаж, портрет, натюрморт, архитектурная, документальная, интерьерная фотография и др. Многие фотографы, как и художники, стараются найти себя в одном направлении. А Вы можете назвать свой любимый жанр?
Мой любимый жанр пейзажная фотография. Снимаю, конечно, и многое другое. Но пейзаж превыше всего.
– Есть ли у Вас любимые места для съемок?
Да. Это побережье Баренцева моря, полуострова Средний и Рыбачий.
– Наверняка Вы выезжаете с «камерой в руках» в другие регионы России, заграницу. В чем принципиальные различия фотографии наших Северных широт. Какие места Кольского полуострова наиболее увлекли процессом фотосъемки? И какие места в других регионах Вас особенно поразили, и чем именно?
Красоту нашего Крайнего Севера надо рассмотреть. А когда рассмотришь, то уже не оторваться. Она неброская, местами суровая, во многом в деталях. Идешь по тундре, например, вроде бы не видишь ничего особенного, но, стоит опуститься к земле, а там целая макрожизнь, особенно осенью. Я уверен, что таких красок и их сочетаний нет нигде, кроме Севера.
А в целом, конечно, природа по-своему красива везде, надо столько видеть.
Из других регионов мне нравится Карелия, во много родственная Северу. Поражают меня всегда горы Северного Кавказа, в частности Домбай. Еще интересны и очень самобытны степи Казахстана. Я проехал по нему на автомобиле с севера на юг, до Алматы.
– Какими качествами должен обладать фотограф? На что следует обратить внимание людям, ищущим фотографа?
Я считаю, что это в первую очередь наблюдательность, умение «видеть» окружающий мир через видоискатель фотоаппарата и понимание того какой снимок может получиться после нажатия кнопки.
Людям, ищущим фотографа прежде всего надо посмотреть его снимки. Если они им понравятся то это «тот» фотограф.
– Вас можно смело назвать, как говорится, «активным пользователем» фотоаппарата. Скажите как профессионал – какой снимок является качественным?
Качественным снимком можно назвать тот, в котором, например, не завален горизонт, в кадре нет ничего, или мало, лишнего, соблюдены правила композиции и понятно, что автор хотел им сказать, что выразить. Ну и, конечно, техническая сторона, – минимум цифровых шумов, четкость, проработка деталей, отсутствие артефактов объектива.
– Какое напутствие вы можете дать начинающим фотографам?
Постоянно учиться, побольше смотреть работ мэтров фотографии, ну и, конечно, много фотографировать, не бояться экспериментировать и нарушать правила. Иногда хорошая фотография получается не благодаря соблюдению правил, а вопреки им.
– Фотография занимает достаточно времени, это не кратковременное занятие. Сейчас Вы судья в отставке. Но фотографией занимались и в то время, когда носили судейскую мантию, что подразумевает повышенную нагрузку в службе. Возможно ли полноценно совмещать любимое хобби и работу. Может у Вас есть совет для действующих судей и сотрудников аппаратов судов, которые хотят увлечься хобби, но боятся, что это негативно отразится на выполнении служебных обязанностей.
Я глубоко убежден, что занятие фотографией или другим хобби, никак не может негативно отразиться на выполнении служебных обязанностей, если заниматься этим после работы, а не вместо работы. Конечно, трудно совмещать такое увлечение и работу в условиях повышенной нагрузки. Но, если захотеть – все возможно. И это в итоге помогает работе, так как позволяет расслабиться, отвлечься от нее. Ведь частенько бывает так, что работа судьи продолжается и после ухода с рабочего места, в его голове, и ты как бы дома, но умом на работе, продолжаешь рассматривать дело и выносить по нему решение.
– Что, по Вашему мнению, дает человеку увлеченность творчеством или иным, не связанным с работой, семейной и повседневной жизнью, занятием?
Широту взгляда, развитие личности, совершенствование, ну и, в конце концов, отдых и так необходимые нам положительные эмоции.
Интервью вела пресс-секретарь Управления
Анна Масальских,
декабрь 2016