Суды сегодня

Введение

Большое влияние на законодательство и формирование правоохранительных органов оказала Конституция 1936 года и принятый в 1938 году Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик.

Согласно данного закона, судьей и народным заседателем мог быть избран каждый гражданин СССР, который пользовался избирательным правом и достиг ко дню выборов 23 лет. Не могли быть избраны в судьи и народные заседатели лица, которые имели судимость.

Народные заседатели призывались к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности по списку не более, чем на десять дней в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывалось необходимостью участия народных заседателей в рассмотрении судебного дела.

Во время исполнения своих обязанностей в суде народные заседатели пользовались всеми правами судьи.

За народными заседателями из числа рабочих и служащих на все время исполнения ими обязанностей в суде сохранялась их заработная плата.

Рассмотрение дел во всех судах осуществлялось в составе судьи и двух народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом, когда это разбирательство осуществлялось тремя членами суда.

Приговоры, решения и определения всех судов, кроме Верховного Суда СССР и Верховных Судов союзных республик, могли быть в установленном законом порядке обжалованы осужденными, их защитниками, истцами, ответчиками и представителями их интересов или опротестованы прокурором в вышестоящий суд.

При рассмотрении жалоб и протестов вышестоящий суд по имеющимся в деле и представленным сторонами материалам проверял законность и обоснованность вынесенного нижестоящим судом приговора или решения.

Судебные приговоры, решения и определения, которые вступили в законную силу, могли быть опротестованы лишь Прокурором СССР или прокурором союзной республики, Председателем Верховного Суда СССР и председателем Верховного Суда союзной республики.

Освобождение судей от должности и народных заседателей от их обязанности допускалось не иначе, как по отзыву избирателей, или же в силу состоявшегося о них приговора суда.

Возбуждение против судей уголовного преследования, отстранение их в связи с этим от должности и предание суду производилось: в отношении народных судей, членов краевых, областных, окружных судов, судов автономных областей, членов Верховных Судов союзных и автономных республик – по постановлению прокурора союзной республики с санкции Президиума Верховного Совета союзной республики; в отношении членов Верховного Суда СССР и специальных судов СССР – по постановлению Прокурора СССР с санкции Президиума Верховного Совета СССР.

В случае временного отсутствия народного судьи (болезни, отпуска и т.д.) исполнение обязанностей судьи на время его отсутствия возлагалось районным Советом депутатов трудящихся на одного из народных заседателей.

Народный суд рассматривал: а) уголовные дела – о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан – об убийствах, нанесении телесных повреждений, производстве незаконных абортов, незаконном лишении свободы, изнасиловании, злостном неплатеже алиментов, оскорблении, хулиганстве, клевете; об имущественных преступлениях – разбое, грабеже, кражах, мошенничестве, вымогательстве; о служебных преступлениях должностных лиц – злоупотреблении властью, превышении власти, бездействии власти, растратах, бесхозяйственности, подлогах, обвешивании и обмеривании, превышении цен; о преступлениях против порядка управления – нарушении избирательного закона, злостном неплатеже установленных законом налогов и сборов, отказе от выполнения государственных поставок и повинностей, уклонении от призыва и от обязанностей военной службы, нарушении законных распоряжений органов власти; б) гражданские дела – по искам об имуществе, по искам, связанным с нарушением законов о труде, по искам об уплате алиментов, по искам о наследстве, и другие уголовные и гражданские дела, относенные законом к его ведению

На основании ст.109 Конституции СССР народные суды избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на три года.

Народные судьи и народные заседатели избирались гражданами районов по избирательным округам, избирательный округ по выборам народных судей и народных заседателей охватывал все население, проживающее на территории деятельности данного народного суда.

Право выставления кандидатов в народные судьи и народные заседатели обеспечивали общественные организации и общества трудящихся: коммунистические партийные организации, профессиональные союзы, кооперативы, организации молодежи, культурные общества, а также общие собрания рабочих и служащих – по предприятиям, военнослужащих – по воинским частям, общие собрания крестьян – по колхозам, рабочих и служащих совхозов – по совхозам.

Народный суд до рассмотрения дела в судебном заседании: утверждал обвинительное заключение, представленное прокурором. При несогласии с обвинительным заключением, народный суд возвращал дело прокурору на доследование или прекращал дело производством при наличии для этого достаточных оснований, разрешал вопрос о заключении обвиняемого под стражу или освобождении его из-под стражи, выносил решение об обязательном участии при рассмотрении дела защитника и прокурора.

Народный судья: по поступившим жалобам и заявлениям выносил постановление о возбуждении уголовного преследования либо об отказе в этом, в случае необходимости, направлял заявления или жалобы следственным органам для расследования, назначал дела к слушанию, делал распоряжения о вызове в суд обвиняемых, свидетелей, экспертов и извещал о времени рассмотрения дела истцов и ответчиков, председательствовал в заседаниях народного суда.

Народные судьи отчитывались перед избирателями в своей работе и работе народного суда.

В соответствии со ст.108 Конституции СССР краевой, областной, окружной суд и суд автономной области избирался краевым, областным, окружным Советом депутатов трудящихся или Советом депутатов трудящихся автономной области сроком на пять лет.

Краевой, областной, окружной суд и суд автономной области состоял из председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей, которые призывались для участия в рассмотрении судебных дел.

Краевой, областной, окружной суд и суд автономной области рассматривал отнесенные законом к их ведению уголовные дела о контрреволюционных преступлениях, об особо опасных преступлениях против государственного управления, о хищениях социалистической собственности, об особо важных должностных и хозяйственных преступлениях, а также отнесенные законом к их ведению гражданские дела по спорам между государственными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями.

Краевой, областной, окружной суд и суд автономной области рассматривал, кроме того, жалобы и протесты на приговоры, решения и определения народных судов.

В составе краевого, областного, окружного суда и суда автономной области действовали: а) судебная коллегия по уголовным делам – для рассмотрения уголовных дел, подсудных краевому, областному, окружному суду и суду автономной области, а также для рассмотрения жалоб и протестов на решения и определения народных судов.

Судебные коллегии краевого, областного, окружного суда и суда автономной области рассматривали уголовные и гражданские дела в составе председательствующего – председателя или члена суда и двух народных заседателей.

Судебные коллегии краевого, областного, окружного суда, суда автономной области рассматривали жалобы и протесты на приговоры, решения и определения народных судов в составе трех членов соответствующего суда.

В областях, входящих в состав края, окружные и областные суды действовали в том же составе, что и краевой суд.

Председатель краевого, областного, окружного суда и суда автономной области председательствовал в судебных заседаниях или назначал для председательствования в судебных заседаниях члена краевого, областного, окружного суда и суда автономной области, назначал дела к слушанию, давал распоряжения о вызове в суд обвиняемых, свидетелей, экспертов и извещал о времени рассмотрения дела истцов и ответчиков.(1).

27 октября 1960г. был принят Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР".

Согласно данного закона, районный (городской) народный суд действовал в каждом районе или городе, который не имел районного деления. Советом Министров РСФСР по представлению Министра юстиции РСФСР мог быть образован один народный суд на район и город.

Народные судьи районных (городских) народных судов избирались гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избирались на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, военнослужащих – по воинским частям открытым голосованием сроком на два года.

Количество народных судей и народных заседателей для каждого районного (городского) народного суда устанавливалось исполнительным комитетом краевого, областного, городского Совета депутатов трудящихся, Совета депутатов трудящихся автономной области и Совета депутатов трудящихся национального округа по представлению председателя соответствующего краевого, областного, городского суда, суда автономной области или суда национального округа.

Районный (городской) народный суд рассматривал все уголовные и гражданские дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов.

Председатель районного (городского) народного суда: а) председательствовал в судебных заседаниях или назначал для этого народных судей; б) руководил изучением судебной практики суда; в) руководил работой канцелярии суда, г) назначал судебных исполнителей и руководил их работой, д) осуществлял общее организационное руководство работой суда.

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд национального округа рассматривал: а) гражданские и уголовные дела по первой инстанции, которые были отнесены законом к его ведению, б) дела по жалобам и протестам на решения, приговоры и определения районных (городских) народных судов, которые не вступили в законную силу, в) дела по протестам на вступивших в законную силу решений, приговоров, определений районных (городских) народных судов и на постановления народных судей о предании суду.

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд национального округа состоял из председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей и действовал в составе: а) судебной коллегии по гражданским делам, б) судебной коллегии по уголовным делам, в) президиума суда.

При районных (городских) народных судах состояли судебные исполнители. Судебные исполнители назначались председателем районного (городского) народного суда или народным судьей и утверждались в должности председателем Верховного суда автономной республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда национального округа.

На судебных исполнителей возлагалось исполнение решений, определений и постановлений по гражданским делам, а также исполнение приговоров, определений и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий.

Предъявляемые судебными исполнителями требования по исполнению судебных решений, приговоров, определений и постановлений были обязательны для всех должностных лиц и граждан.(2).

08 июля 1981г. был принят закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР". Согласно данного закона районный суд создавался в судебном районе, территория которого охватывала территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.

Районные (городские) народные суды избирались в составе народного судьи (народных судей) и народных заседателей.

Районный (городской) народный суд рассматривал все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов.

В случаях, предусмотренных законодательными актами Союза ССР и РСФСР, районный (городской) народный суд или народный судья рассматривал дела об административных правонарушениях.

Районный (городской) народный суд изучал и обобщал судебную практику, оказывал правовую помощь товарищеским судам.

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа избирался соответствующим Советом народных депутатов в составе председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей сроком на пять лет.

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа действовал в составе: 1) президиума суда, 2) судебной коллегии по гражданским делам, 3) судебной коллегии по уголовным делам.

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа: рассматривал в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; осуществлял надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов, также изучал и обобщал судебную практику, анализировал судебную статистику.

Исполнение решений, определений и постановлений по гражданским делам, исполнение приговоров, определений и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также других решений и постановлений в предусмотренных законом случаях производилось судебными исполнителями.

Судебные исполнители состояли при судах и назначались министрами юстиции автономных республик, начальниками отделов юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов.

В районных (городских) народных судах, в которых имелись двое или более судебных исполнителей, один их них назначался старшим судебным исполнителем.

В целях обеспечения работы судов по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики в судах действовали аппараты судов.(3).

В начале 1990-х годов социально-политические преобразования коснулись и правосудия. Началось реформирование судебной системы. Концепция судебной реформы, принятая Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года, выдвинула в качестве основной задачи утверждение судебной власти как самостоятельной ветви власти, независимой в своей деятельности от власти законодательной и исполнительной. В марте 1992 года в Москве состоялось первое заседание Совета судей. Концепция судебной реформы, предусматривала демократизацию уголовного права, судебного процесса, выделение в нем состязающихся сторон, над которыми должен стоять суд. Кроме того, вводилась мировая юстиция и суд присяжных.

  1. "Ведомости Верховного Совета СССР", 1938г. № 11.
  2. "Ведомости Верховного Совета РСФСР", 1960, № 40, ст.588.
  3. "Ведомости Верховного Совета РСФСР", 1981, № 28, ст.976.