Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.
В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.
С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. В 1922г., с этой целью, в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. Создавались также ведомственные арбитражные комиссии в системе органов управления отдельными отраслями экономики.
Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформления хозяйственных связей на договорной основе. В марте 1931г. были приняты постановления ВЦИК и СНК СССР, по которым все государственные, хозяйственные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.
В мае 1931г. в системе органов управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража – государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном – подчинения одному ведомству (министерству, комитету и т.д.).
В течение шестидесятилетней истории государственного арбитража (с мая 1931 по октябрь 1991гг.) неоднократно предпринимались попытки модернизировать его устройство и деятельность, приспособить к изменяющимся экономическим условиям, повысить его роль в народном хозяйстве.
В 1960г. Совет Министров СССР отменил Положение о Государственном арбитраже 1931г. и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже при Совета Министров СССР.
До 1974г. нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а находились при исполнительных органах власти, то есть система была неподчиненной. Госарбитраж СССР 17 января 1974г. был преобразован в союзно-республиканский орган и утверждено новое Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.
Последний этап развития государственного арбитража связан с принятием законодательства о нем. В 1977г., после принятия Конституции СССР, Арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража впервые определялись Законом "О Государственном арбитраже в СССР", который был принят 30 ноября 1979г.
В Российской Федерации государственный арбитраж руководствовался Положением о Государственном арбитраже, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980г.
4 июля 1991г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР "Об арбитражном суде", который вводился в действие с 1 октября 1991г. Этим законом была отменена система государственных арбитражей. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности.
С принятием названного Закона арбитражным судам становятся подведомственны споры с участием граждан-предпринимателей.
Новый этап в законодательном обеспечении деятельности арбитражных судов Российской Федерации связывается с принятием в 1993г. новой Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов.
После принятия Конституции Российской Федерации, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом законе об арбитражных судах.
В 1995г. был принят Федеральный Конституционный Закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, которые в настоящее время определяют систему, состав и структуру арбитражных судов, процессуальную форму их деятельности, в том числе и деятельности Арбитражного суда Мурманской области.
В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В Мурманской области отправной точкой в развитии арбитража считается 13 августа 1938г., когда был организован государственный арбитраж при организационном комитете ВЦИК по Мурманской области (протокол заседания оргкомитета от 13.08.1938г.) (1)
Численный состав (штат) Госарбитража Мурманской области составлял 4 человека: Главный арбитр Федосеев Н.П. (по совместительству исполнял обязанности и председателя плановой комиссии); госарбитр, секретарь и курьер (Докладная записка об обследовании Госарбитража при оргкомитете Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области от 26-29 июня 1939г. (2)
В конце 1938г., после выборов в Верховный Совет РСФСР, организационный комитет ВЦИК по Мурманской области был переименован в организационный комитет Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области (Протокол заседания оргкомитета № 27 от 19.12.1938г.) (3)
С этого времени госарбитраж стал именоваться Госарбитражем при оргкомитете Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области.
Оргкомитет Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области действовал по декабрь 1939г.
24.12.1939г. в результате выборов в местные Советы депутатов трудящихся был образован Мурманский областной исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся (4)
Госарбитраж при оргкомитете Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области был переименован в Государственный арбитраж при Мурманском облисполкоме.
В феврале 1987г. Госарбитраж при Мурманском облисполкоме был переименован в Государственный арбитраж Мурманской области (Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 12.02.1987г. № 190).
На 22 декабря 1989г. штат Госарбитража при Мурманском облисполкоме составлял 6 человек: Главный арбитр Семенкова А.В., три госарбитра, консультант и секретарь-машинистка.
Госарбитраж при Мурманском облисполкоме осуществлял свою деятельность под руководством Государственного арбитража РСФСР, одновременно подчиняясь и Областному Совету народных депутатов.
Функциональная работа Госарбитража была связана с контролем соблюдения договорной дисциплины в народном хозяйстве и предупреждением нарушений законности в хозяйственных отношениях разработкой предложений по совершенствованию правового регулирования хозяйственной деятельности.
Главными задачами Госарбитража были: обеспечение единообразного и правильного применения законодательства при разрешении хозяйственных споров; обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций; активное воздействие на предприятия, учреждения, организации и должностных лиц в целях обеспечения соблюдения ими социалистической законности, государственной дисциплины в народном хозяйстве, безусловного выполнения плановых заданий и договорных обязательств.
В то время Госарбитраж при Мурманском облисполкоме рассматривал наиболее важные хозяйственные споры в соответствии со своей компетенцией, давал указания руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений закона о порядке заключения договоров и до арбитражного урегулирования споров. Также рассматривал вопросы привлечения виновных лиц к материальной ответственности за ущерб, причиненный нарушениями социалистической законности в хозяйственной деятельности.
В соответствии с Законом Верховного Совета РСФСР от 4 июля 1991г. "Об арбитражном суде" (вводился в действие с 1 октября 1991г.) был образован Мурманский областной арбитражный суд.
Постановлением Верховного Совета РФ от 02.04.1992г. № 2642-1 председателем Мурманского областного арбитражного суда был избран Суменков Николай Павлович.
Приказом № 1 от 01.04.1992г. по Мурманскому областному арбитражному суду были утверждены его структура и состав (штат) с числом работников 25 единиц. В первый состав суда входили: председатель суда, первый заместитель – председатель коллегии, заместитель председателя, председатель коллегии, судьи, а также аппарат суда. В составе суда были включены отделы: канцелярия, отдел информации, бухгалтерия, хозяйственный отдел. Первыми судьями Мурманского областного арбитражного суда, в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 2 июля 1992г. № 3176-1 были назначены: Кружилина Светлана Дмитриевна, Петров Владимир Викторович, Бубен Вера Григорьевна, Белецкая Светлана Дмитриевна, Бутова Галина Сергеевна, Торба Марианна Витальевна, Денисова Мария Дмитриевна, Ефименко Тамара Николаевна, Колосов Леонид Тимофеевич, Котенко Галина Николаевна, Румянцева Нина Герасимовна, Самохвалова Наталья Викторовна, Семенюк Елена Юрьевна, Макарова Лариса Александровна.
В сентябре 1992г., приказом председателя суда были созданы три судебные коллегии: по разрешению дел по экономическим спорам; спорам, возникающим в сфере управления; по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности постановленных решений, не вступивших в законную силу.
28 апреля 1995г. был принят Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Мурманский областной арбитражный суд был переименован в Арбитражный суд Мурманской области.
Арбитражный суд Мурманской области является единственным судом в области субъекта Российской Федерации – Мурманской области (ст.34 ФКЗ).
С 24.02.1998г. председателем Арбитражного суда Мурманской области был назначен Мельниченко Владимир Николаевич, Заслуженный юрист Российской Федерации (Указ Президента РФ от 29.01.1998г. № 112, Указ Президента РФ от 08.03.2007г. № 297).
С 22.04.2013г. председателем Арбитражного суда Мурманской области был назначен Востряков Константин Анатольевич (Указ Президента РФ от 22.04.2013г. № 396).
Структура и состав Арбитражного суда Мурманской области с момента его образования претерпели существенные изменения. К 2015 году численный состав арбитражного суда составляет 142 человека, из них: 33 – судьи, 99 – федеральных государственных служащих и 10 – обслуживающий персонал. Структура суда представлена двумя судебными коллегиями в составе 5-ти судебных составов, отделом делопроизводства, отделом кадров и государственной службы, отделом анализа и обобщения судебной практики, отделом бухгалтерского учета и отчетности, отделом информатизации и связи, сектором материально-технического обеспечения.
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом РФ от 5 февраля 2014г. № 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный Конституционный закон "О судебной системе РФ" арбитражные суды субъектов РФ отнесены к ведению Верховного Суда РФ.(5)
Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:
защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.(6)