Совет администраторов судов – объективная реальность

Автор статьи: Ирина Николаевна Зазимко, начальник отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов Управления Судебного департамента в Мурманской области

Федеральным законом от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в системе федеральных судов общей юрисдикции введен институт администраторов.

С момента формирования в Мурманской области института администраторов каждым структурным подразделением Управления Судебного департамента в Мурманской области (далее – Управление) администраторам оказывалась всевозможная помощь и поддержка. При выездах (выходах) в суды работников Управления в целях ознакомления с организацией делопроизводства и судопроизводства одновременно проводилось и ознакомление с организацией работы администратора суда.

Несмотря на помощь, оказываемую администраторам сотрудниками Управления, в ходе работы по основным вопросам администраторы сталкиваются с одинаковыми проблемами. Поэтому Управлением было принято решение об оказании помощи администраторам в обмене положительным опытом работы, а также в подготовке специалистов, вновь принимаемых на должность администратора суда.

В связи с этим, в течение 2007 года было проведено пять рабочих совещаний с администраторами, в том числе гарнизонных военных судов. Первое совещание проведено при начальнике Управления Базоеве Викторе Альбековиче, в последствии все совещания проводились при участии заместителя начальника Управления – кураторе администраторов судов Мурманской области, Ковалеве Александре Викторовиче.

Заседание Совета. Слева на право: заместитель начальника Управления Ковалев А.В., начальник отдела Зазимко И.Н., председатель Совета Ерофеева И.О., члены Совета: Кипоть Н.К., Рыжкова Т.В., Непеин С.Г., председатель Кировского городского суда Шевченко Т.А., председатель Кандалакшского городского суда Харламов Н.Н.

В совещаниях принимали участие: заместители начальника и начальники отделов Управления. Цель рабочих совещаний – определение проблемных вопросов, возникающих в процессе работы администраторов судов, пути их разрешения, внесение предложений по улучшению качества работы администраторов судов Мурманской области.

В 2008 году были проанализированы результаты проведенных совещаний и, во исполнение пожеланий администраторов судов, в целях единого подхода к организации работы администраторов судов Мурманской области в Управлении был создан Совет администраторов судов Мурманской области (далее – Совет).

Приказом начальника Управления от 03.07. 2008 № 12 по согласованию с председателями судов утвержден состав Совета и Положение о Совете. Обязанности председателя Совета до 2014 года исполняла, избранная членами Совета единогласно, администратор Североморского городского суда Ерофеева И.О.

В настоящее время председателем Совета является администратор Североморского гарнизонного военного суда Кипоть И.К.

Деятельность Совета организуется в соответствии с полугодовыми планами работы.

Председатель Совета Ерофеева И.О. 

На первых этапах Совет практиковал заслушивание вновь назначенных администраторов судов по истечении полугодового периода их работы, в целях оказания им практической помощи. Администраторам предлагалось подготовить вопросы на заседания Совета, где в ходе обсуждения они получали либо рекомендации, либо им на электронную почту суда направлялись определенные образцы документов.

С 2012 года порядок ознакомления с организацией работы администраторов судов Советом был изменен и соблюдается по настоящее время. Изучение организации работы администраторов судов стали осуществлять члены Совета с участием представителя отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов Управления, либо самостоятельно.

Результаты проверок доводятся до сведения председателя суда, начальника Управления и администраторов судов на заседании Совета.

О вопросах, рассматриваемых на заседаниях Совета, информируются председатели всех судов области. За каждым членом Совета закреплен администратор ближайшего суда, до которого он обязан довести всю информацию, обсуждаемую на заседаниях и полученную им в ходе выезда в другие суды. Заседания Совета открытые, для участия в работе Совета приглашаются председатели и администраторы судов.

Полагаем, что такая форма взаимодействия Управления с администраторами судов позволяет поддерживать сложившуюся систему взаимодействия  судов с органами Судебного департамента в части организационного и материально-технического обеспечения их деятельности.

Для совершенствования института администраторов большое значение имеет обмен опытом, обобщение и распространение передового опыта в работе.

 

Заседание Совета, посвященное проблемам внедрения  подсистем ГАС "Правосудие", с участием руководителей межрегионального центра поддержки в 2010 году.

С данной целью Советом проведен анализ документов, имеющихся у администраторов, по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов, применению мер безопасности при проведении судебных заседаний, охране зданий, помещений в судах области. По ряду направлений в целях единого подхода к организации работы, администраторы обменялись предложениями и копиями документов.

 

Заседание Совета в 2009 году на базе Первомайского районного суда г. Мурманска с участием начальника отдела формирования Архивного фонда Мурманской области Ушканенко Е.В.

За период работы Советом рассмотрен большой спектр вопросов, в том числе:

  • о роли администратора в организации работ по обеспечению техники безопасности в судах и соблюдению правил техники безопасности на рабочих местах судьями и работниками аппаратов судов (в соответствии с предложением членов Совета проведено обучение  администраторов с выдачей соответствующих сертификатов на право организации работ по технике безопасности);
  • об организации работы по сохранности дел, документов и гербовых печатей;
  • о функционировании приемных в судах области;
  • эксплуатация автомобилей в судах области и правила оформления соответствующих документов;
  • о взаимодействии сотрудников суда с работниками почтовых отделений;
  • о порядке возмещения расходов на приобретение предметов острой необходимости;
  • особенности работы администраторов судов по обеспечению деятельности суда в связи с исполнением требований 44-ФЗ;
  • выработка единого подхода по организации контроля к составлению   основных планов и отчетных документов по ГО и ЧС и другие.

По предложениям администраторов судов работниками аппарата Управления проводятся семинарские занятия с работниками аппаратов судов в целях оказания им методической помощи по различным направлениям деятельности.

На заседании Совета с приглашением начальников отделов судов, ответственных за организацию делопроизводства, в целях усиления контроля за исполнением требований Инструкции по делопроизводству в районном суде (далее – Инструкция), проанализирована практика Европейского суда по правам человека по делам, где допущены нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по смыслу дублирующие нарушения требований Инструкции, а также проведен сравнительный анализ по вынесенным в адрес судов области частным определениям, основанием для вынесения которых послужили  нарушения норм делопроизводства.

Члены Совета выезжают в суды области, где знакомятся с организацией работы по сохранности дел, по повышению квалификации работников аппарата суда, участвуют в практических занятиях по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций (пожар, нападение на судью в зале судебного заседания, обнаружение бесхозяйной вещи в суде и т.д.), по оказанию помощи пострадавшим в рамках учений по гражданской обороне.  

Выступление председателя Совета судей Мурманской области Пырч Н.В. о взаимодействии судов со СМИ на заседании Совета в 2011 году

Практическое занятие в Североморском городском суде Мурманской области по действиям сотрудников суда при возникновении чрезвычайной ситуации (пожар в суде)

 

Учебно-практические занятия по оказанию первой медицинской области с участием представителя ОАО « Ковдорский ГОК», проводимые на выездном  заседании Совета в Ковдорском районном суде. Реанимационные действия проводит заместитель начальника Управления Судебного департамента в Мурманской области Ковалев А.В

Проанализировав предложения, поступившие от председателей судов и начальников отделов Управления, с учетом положений Типового должностного регламента администратора Верховного Суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда, утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 22 августа 2006 г. N 80,  Советом был разработан и 14.01.2013 года согласован начальником Управления новый типовой должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы администратора районного (городского) суда Мурманской области.

Разработка нового типового должностного регламента администратора районного (городского) суда Мурманской области – реальная необходимость, поскольку в связи с  функционированием в районных (городских) судах отделов, возглавляемых начальниками, возникли вопросы  правильного отражения в должностном регламенте принципа взаимодействия администратора с начальниками отделов и разграничения полномочий, ранее исполнявшихся администраторами в судах, и возложенных теперь на начальников отделов.

 Реализация Управлением положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» также потребовала уточнения степени участия администраторов в организации работы по исполнению положений данного закона.

На сегодняшний день во всех районных (городских) судах Мурманской области утвержден новый должностной регламент администратора суда.

Советом для оказания помощи кадровым подразделениям судов области разработаны типовые должностные инструкции рабочего по зданию, уборщика служебных помещений, дворника и сторожа.

Работу администраторов гарнизонных военных судов (далее – ГВС) Управление контролирует наравне с администраторами районных (городских) судов Мурманской области. Администраторы ГВС принимают активное участие в работе Совета.

В целом Совет администраторов судов Мурманской области – объективная реальность.

Работа Совета, позволяет администраторам судов в присутствии представителей руководящего состава Управления Судебного департамента в Мурманской области коллективно разрешать наиболее важные и сложные вопросы, возникающие у администраторов в процессе их работы, обмениваться опытом, знакомиться с географическими  особенностями региона и, что очень важно – оказывать коллективную помощь вновь назначенным администраторам судов.

Экскурсия членов Совета и администраторов судов Мурманской области в ОАО «Ковдорский ГОК»