Конституцией Российской Федерации, вступившей в действие 25 декабря 1993 года, был провозглашен принцип разделения властей и, соответственно, независимости судебной власти. Формально закреплялись и гарантии финансовой достаточности функционирования судебной системы, поскольку в ст. 124 Конституции РФ прямо указывалось на то, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. Тем не менее, эти государственные гарантии независимости судебной власти во многом носили декларативный характер, поскольку суды по-прежнему оставались под попечительством исполнительной власти. Министр юстиции обладал правом внесения в Пленум Верховного Суда РСФСР представления о даче судам руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства РСФСР, органам юстиции предоставлялось право проверки организации работы судов и руководства работой с кадрами судов.
Местные администрации в тот период предоставляли судьям жилье, решали вопросы списания долгов за охрану, коммунальные и почтовые услуги, услуги связи. Все это противоречило Конституции, согласно которой суды должны были финансироваться только из федерального бюджета.
Поэтому Верховный Суд РФ и судейский корпус решили пойти по пути создания принципиально новой системы организационного обеспечения деятельности судов.
В марте 1994 года, на III внеочередном съезде, судейское сообщество РФ выступило за кардинальное изменение подхода к организационному обеспечению работы судов и поставило в практическую плоскость вопрос об образовании Судебного департамента.
В 1996 году на заседании Совета по судебной реформе, на котором обсуждались проблемы формирования концепции правовой реформы, был заслушан доклад председателя Совета судей РФ Сидоренко Ю.И., на основании которого был сделан вывод о том, что сложившаяся ситуация с финансированием и материально-техническим обеспечением судов не только не обеспечивает успешное проведение судебной реформы в России, но и грозит развалом судебной системы Российской Федерации.
Поэтому Совет по судебной реформе поддержал предложение Совета судей РФ о создании Указом Президента РФ Судебного департамента при Верховном Суде РФ, осуществляющего функции финансирования и материально-технического обеспечения судов.
Прошедший 3-5 декабря 1996 года IV Всероссийский съезд судей активно занялся задачей отделения судебной власти от исполнительной путем передачи функций по организационному, материально-техническому, кадровому обеспечению судов общей юрисдикции от Минюста России к Судебному департаменту – органу, полностью подотчетному судейскому сообществу. На четвертом съезде был обсужден и одобрен подготовленный Советом судей проект Закона "О Судебном департаменте".
В январе 1998 года по законодательной инициативе Верховного Суда РФ был принят Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", согласно которому функции организационного обеспечения судебной деятельности были переданы федеральному государственному органу, действующему при судебной системе.
Это стало одним из наиболее принципиальных завоеваний судебной реформы: впервые в истории современной России судебная власть взяла под свой контроль обеспечение деятельности судов общей юрисдикции.
Вместе с тем условия, в которых создавался и начинал свою деятельность Судебный департамент, оказались предельно сложными. В самый кризисный 1998 год Правительство сократило финансирование судов на 26,2 %. Поскольку это откровенно противоречило действующему законодательству, вопрос был вынесен на рассмотрение Конституционного Суда РФ, который обязал Правительство восстановить финансирование судов. Однако это решение не выполнялось, и тогда Президиум Совета обратился в Генеральную прокуратуру с ходатайством о привлечении министра финансов к ответственности. В итоге это привело к принятию Федерального закона от 10 февраля 1999 года № 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации".
17 августа 1998 года в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" было образовано Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Мурманской области. Созданное государственное учреждение зарегистрировано Управлением юстиции администрации Мурманской области (свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации от 17 августа 1998 года № 183) явилось структурным подразделением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Задачами Управления Судебного департамента являются: организационное обеспечение деятельности районных (городских) судов, органов судейского сообщества (квалификационной коллегии судей, Совета судей Мурманской области), военных судов и финансирование мировых судей Мурманской области.
Управление осуществляет подбор кандидатов на должности судей; занимается судебной статистикой; организует делопроизводство и работу архивов судов; осуществляет финансирование районных (городских), военных судов и органов судейского сообщества Мурманской области, контролирует расходование судами бюджетных средств; проводит ревизии их финансово-хозяйственной деятельности; обеспечивает суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения их деятельности; обеспечивает районные и военные суды материально-техническими, транспортными средствами; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов; принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организует материальное и социальное обеспечение судей районных судов и мировых судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов и др.
1998 год был периодом становления Управления Судебного департамента в Мурманской области. 18 июня Мурманская областная Дума приняла Закон "О порядке согласования кандидатуры на должность и освобождения от должности начальника Управления Судебного департамента в Мурманской области".
1 июля было объявлено штатное расписание Управления. А в конце месяца приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ на должность начальника Управления был назначен Вячеслав Владимирович Богомолов.
Днем рождения Управления принято считать 17 августа. В этот день был зарегистрирован новый в регионе орган, Министерство юстиции утвердило "Положение о государственном учреждении Управлении Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Мурманской области".
Структура Управления, согласно утвержденному штатному расписанию на 01.09.1998, была следующей: начальник Управления; заместители начальника Управления; общий отдел; отдел кадров; финансово-экономический отдел; отдел организационно-правового обеспечения деятельности судов; отдел материально-технического снабжения, строительства и эксплуатации зданий; контрольно-ревизионная группа.
Управление приняло для осуществления организационного обеспечения двадцать районных (городских) судов на территории Мурманской области: Ленинский районный суд города Мурманска, Октябрьский районный суд города Мурманска, Первомайский районный суд города Мурманска, Апатитский городской суд, филиал Апатитского городского суда в г. Полярные Зори, Заозерский городской суд, Кандалакшский городской суд, Кировский городской суд, Ковдорский городской суд, Кольский районный суд, Ловозерский районный суд, Мончегорский городской суд, Оленегорский городской суд, Островной городской суд, Печенгский районный суд, полярный городской суд, Североморский городской суд, Скалистый городской суд, Снежногорский городской суд, Терский районный суд.
На тот период заместителями начальника Управления являлись: Наталья Ивановна Петрова, Александр Иванович Стрижак и Галина Михайловна Лисеева. Совещательным органом при начальнике Управления была коллегия. Она была создана для решения наиболее важных вопросов организационного обеспечения деятельности судов и укрепления взаимодействия с органами государственной власти, правоохранительными органами, государственными и общественными учреждениями и организациями. В состав коллегии входили руководители, начальники отделов Управления, председатели судов. С 2004 года коллегия Управления прекратила свою деятельность. Вопросы организационного обеспечения деятельности судов стали рассматриваться на постоянно действующем оперативном совещании при начальнике Управления.
Первыми сотрудниками департамента стали: Елена Анатольевна Шихова, Зинаида Николаевна Самодурова, Ирина Петровна Гасич, Владимир Константинович Конышев. Во второй половине года в Управление пришли: Елена Викторовна Синкина, Юлия Анатольевна Валентий, Наталья Федоровна Селиванова, Тамара Алексеевна Демичева, Галина Борисовна Страхова, Ирина Николаевна Зазимко, Надежда Николаевна Милосердова, Алена Владимировна Гомон, Алла Васильевна Зуйченко, Надежда Алексеевна Тарасова, Евгения Петровна Расторгуева.
В 1998 году Управлению были переданы для размещения районных (городских) судов Мурманской области 10450 кв. м. площадей и 373,9 кв.м. площадей вспомогательных помещений (гаражей).
Из-за неприспособленности помещений, в которых располагались суды, отсутствовало самое необходимое оборудование, обеспечивающее общую безопасность зданий и помещений.
Повсеместно отсутствовала охранно-пожарная сигнализация. Залы для рассмотрения уголовных дел не были укомплектованы клетками, недоставало камер для подсудимых в конвойных помещениях, отсутствовали кнопки тревожной сигнализации.
В 1999 году были обследованы здания и помещения, занимаемые судами, составлен перспективный план проведения ремонтных работ. Началась его реализация.
Оформление имущества и постановка его на баланс Управления, получение лицензии на осуществление функций заказчика в области строительства зданий позволили к ноябрю 1999 года сдать в эксплуатацию Дом правосудия в Кировске.
В помещениях 12-ти судов удалось смонтировать пожарно-охранную сигнализацию, были заключены первые договоры на охрану судов силами вневедомственной охраны.
Налажена договорная работа с поставщиками услуг, ликвидированы проблемы с обеспечением судов связью, теплом, электроэнергией, водой. Организована регулярная оплата арендных и коммунальных платежей, суды в полном объеме были обеспечены бланочной продукцией и юридической литературой. Начата работа по обновлению мебели в судах. Особенно остро стоял вопрос с обеспечением судов компьютерной техникой. По состоянию на 01.01.1999г. на балансе федеральных судов области значилось: компьютеров различной модификации – 22 шт., принтеров – 12 шт., ксероксов – 19.
Данная компьютерная и множительная техника, в основном, была передана в пользование судов администрацией районов (городов) и руководством крупных предприятий, расположенных на территории административно-территориальных единиц. Практически вся она была ранее в пользовании и морально и технически устарела. Кроме того, распределялась техника и компьютеры по судам крайне неравномерно.
Таким образом, получив указанное выше имущество от Управления юстиции, Управление Судебного департамента с первых дней своей работы столкнулось с необходимостью ускоренного решения вопроса информатизации судов. Своевременно и грамотно составленная смета в Судебный департамент при Верховном Суде РФ с убедительной мотивировкой нуждаемости судов области в компьютерах принесла результаты. За 1999 год Управлением были получены и распределены по судам 18 компьютеров, 8 принтеров, 10 ксероксов и 2 телефакса.
Управлением была ликвидирована задолженность по выплате заработной платы работникам судов области и налажена ее своевременная выплата.
В первом полугодии 2000 года за счет средств, выделяемых Управлению в централизованном порядке, приобретено 10 новых компьютеров.
В 1999-2000 г.г. Управлением Судебного департамента проведена работа по заключению с судьями области договоров аренды их личных компьютеров, согласно которым Управление взяло на себя обязательства по обеспечению и ремонту ПЭВМ. На 01.07.2000г. Управлением было заключено 8 таких договоров. Это позволило расширить границы использования нормативно-законодательной базы "КонсультантПлюс".
В 2000 году перед Управлением и судами области была поставлена задача приступить к установке программного обеспечения по обработке статистических форм и статистических карточек на подсудимых.
Сотрудниками отдела кадров Управления была проведена работа по переводу работников аппарата судов в ранг государственных служащих, проведена их аттестация. Удалось увеличить штатную численность судей на две, а аппарата – на четыре единицы.
Одновременно Управлением были предприняты первые шаги по реализации в Мурманской области Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации", начата работа над формированием региональной законодательной базы мировой юстиции.
Удалось организовать выпуск первого номера журнала "Вестник Мурманского областного суда и управления Судебного департамента".
Появившиеся в судах администраторы взяли на себя организационные и хозяйственные функции. Первыми были назначены администраторы Печенгского и Заозерского судов – Юрий Анатольевич Кубанов и Татьяна Камильевна Шишенко.
Увеличение финансирования позволило Управлению приступить к реализации плана ремонтных работ, проведению противопобеговых мероприятий. В течение года в 13 судах были приведены в порядок конвойные помещения. Частичные текущие ремонтные работы были проведены в 14, а капитальные в 4-х судах области. Отремонтированы помещения занимаемые Управлением. В 7 судах спроектирована и смонтирована пожарно-охранная сигнализация.
В результате длительных переговоров с администрацией города Мурманска Управлением получено в пользование здание на проспекте Ленина для размещения в нем Первомайского районного суда, который ранее располагался в деревянном здании площадью 878 кв.м. После проведения реконструкции здания в 2004 году Первомайский районный суд располагается в новом современном здании.
Началась замена старой мебели, оснащение судов компьютерами, которые впервые, в соответствии с планом информатизации, стали объединяться в локальные сети. Улучшилось положение с обеспечением судов множительной и бытовой техникой, транспортом. Все суды получили в пользование программу "КонсультантПлюс" с нормативной базой. Ликвидированы перебои с оплатой почтовых расходов.
Силами сотрудников финансово-экономического отдела Управления суды области были переведены на казначейскую систему обслуживания, что значительно улучшило работу по выплате судьям и сотрудникам судов заработной платы.
Приказом начальника Управления от 30 марта 2001 года № 23 "Об утверждении штатного расписания управления Судебного департамента в Мурманской области", общий отдел был преобразован в группу делопроизводства и контроля исполнения.
В первом полугодии 2001 года в Управлении была проведена первая проверка финансовой деятельности, которая не выявила фактов недостач, хищений и злоупотреблений.
Сотрудниками Управления в течение года было обработано более 40 млн. рублей, работа проводилась по 64 договорам на ремонтные работы, 70 – на поставку энергоресурсов, 290 – на поставку товаров и услуг. По сравнению с 2000 годом общее количество поставщиков выросло в 1,5 раза, а денежный оборот – почти в 2 раза.
К концу года в полном объеме была погашена кредиторская задолженность перед поставщиками, которую Управление приняло от Управления юстиции, текущие платежи по договорам стали производиться регулярно.
Значительно активизировалась деятельность по капитальному и текущему ремонту. Ремонтные работы проводились в течение года в 15 судах. В итоге в нормальное состояние для осуществления правосудия удалось привести 85% всех судебных помещений. В 18 судах были оборудованы конвойные помещения, 9 судов переведены под охрану ОВО, во всех судах смонтирована пожарная сигнализация.
За год Управлением было приобретено для судов мебели, компьютеров, бытовой и оргтехники, средств связи на сумму более 12 млн. рублей. Парк служебного автотранспорта пополнился тремя новыми автомобилями.
К концу года в Управлении и 7 судах функционировали локальные сети. Были установлены новые программы по статистике и делопроизводству. 9 судов получили доступ к сети Интернет. Была налажена работа электронной почты. Все суды были оснащены факсимильной связью.
Понимая важность проблемы информатизации судов, Управлением принято решение о введение в штаты десяти многосоставных районных судов должностей специалистов по информатизации и к концу 2001 года удалось укомплектовать восемь из них.
Были улучшены жилищные условия семи судей. Впервые дети судей и работников судов получили возможность отдохнуть в оздоровительных лагерях по бесплатным путевкам.
Судебный департамент, приняв во внимание объем работы, выполняемый Управлением, принял решение о расширении штата. На работу было принято пять сотрудников, которые вошли в состав финансово-экономического отдела и группы по информатизации судов.
Большие усилия были предприняты по расширению связей с общественностью, средствами массовой информации, законодательными и исполнительными органами власти, общественными организациями. Впервые Управление приняло официальную делегацию Королевства Норвегия.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" и проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" (ст. 125) на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации с 1 января 2002 года было возложено финансирование военных судов. Распоряжением Генерального директора Судебного департамента от 23 ноября 2001 года № 116-р был определен порядок финансирования военных судов, согласно которому гарнизонные военные суды финансируются через Управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в порядке, предусмотренном для районных судов. Ранее финансирование военных судов осуществлялось Министерством обороны РФ.
На Управление Судебного департамента в Мурманской области с 1 января 2002 года была возложена функция по финансированию и материально-техническому обеспечению Видяевского, Гаджиевского, Заозерского, Мурманского, Островного, Полярнинского и Североморского гарнизонных военных судов. Данные суды размещались в помещениях общей площадью 4124 кв.м., неприспособленных к судопроизводству. В настоящее время занимаемая гарнизонными военными судами площадь составляет 4619 кв.м., площадь вспомогательных помещений (гаражей) – 824 кв.м.
Передача функций по финансированию деятельности семи гарнизонных военных судов, материально-техническому их снабжению повлекла создание в структуре Управления отдела по обеспечению военных судов в составе пяти специалистов. За год сотрудникам этого отдела удалось ликвидировать проблемы со снабжением военных судов бумагой, канцелярскими принадлежностями, юридической литературой. Судьям были сшиты мантии, а сотрудникам судов – форменная одежда.
Обследованы помещения, занимаемые гарнизонными военными судами, составлен план проведения ремонтных работ. Началась работа по оформлению этих помещений в федеральную собственность и принятию их на баланс Управления.
Приоритетным направлением в работе Управления в 2002 году была реализация в области Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации". Совместные усилия Управления и областного суда привели к созданию местной законодательной базы этого института и назначению в декабре первых мировых судей.
В соответствии с Законом "Об органах судейского сообщества", Управление обеспечило проведение конференции судей, на которой был сформирован новый состав квалификационной коллегии и Совета судей области.
Активная работа кадровой службы Управления привела к увеличению судейского корпуса районных судов на шесть человек. В штатах судов впервые появились помощники судей. Эти должности были введены в 11 судах. Первыми из них были назначены: Наталья Александровна Мацнева, Ольга Сергеевна Баловнева, Ольга Раисовна Лобанова, Наталья Валентиновна Богданова, Алексей Александрович Ревенко, Людмила Александровна Хворостовская, Татьяна Николаевна Зернова.
С целью обеспечения безопасности судей, охраны зданий судов, координации действий Управления и Службы судебных приставов было разработано и подписано соглашение между Управлением Судебного департамента в Мурманской области и Управлением Министерства юстиции по Мурманской области.
Ведение судебной статистики было компьютеризировано. Была продолжена работа по оснащению судов современной техникой, замена устаревших моделей, их модернизации. К концу 2002 года в районных (городских) судах области в работе было 284 компьютера. Ими были обеспечены все действующие судьи, помощники судей, администраторы, консультанты и сотрудники канцелярий судов, занимающиеся ведением судебной статистики.
Каждому судье сотрудниками Управления было подготовлено в соответствии с требованиями нового УПК РФ "документальное рабочее место". Поставлена задача оснащения компьютерами рабочих мест секретарей судебных заседаний.
Локальными сетями было охвачено 14 из 27 судов, обслуживанием которых занимается Управление. 23 суда были подключены к сети Интернет.
Вырос объем финансирования судов. В 2002 году этот показатель составил 217% по отношению к 2001 году. С 290 до 380 увеличилось количество поставщиков товаров и услуг. Денежный оборот составил более 45 млн. рублей.
Из 34 зданий, занимаемых судами области, 17 было внесено в Реестр федеральной собственности. Количество арендуемых у муниципалитетов зданий снизилось до шести. По остальным заключены договоры о безвозмездном пользовании.
Удалось добиться расширения площадей для Ленинского суда. Продолжились работы по реконструкции здания предназначенного для Первомайского суда. Заозерский суд переехал в новое помещение. В девяти судах были проведены крупные ремонтные работы.
За год на обновление и расширение материально-технической базы судов было затрачено более 20 млн. рублей.
В Октябрьском и Кольском судах смонтировано внутреннее видеонаблюдение, в Апатитском – внешнее.
Автопарк судов расширился на три автомашины, был организован предрейсовый медосмотр водителей. Увеличено (до 13) количество гаражей.
Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № 904 л/с от 09.12.2004г. начальником Управления Судебного департамента в Мурманской области был назначен Базоев Виктор Альбекович, который исполнял обязанности руководителя до июля 2015 года.
Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № 740- л/с от 10.07.2017г. начальником Управления Судебного департамента в Мурманской области был назначен Александр Иванович Стрижак.
За период с 2005 по 2012 годы Управлению удалось добиться расширения площадей занимаемых Ковдорским районным судом. Общая площадь составила 1577 кв.м. для размещения этого районного суда, ранее располагавшегося в помещениях площадью 712,4 кв.м. и Кандалакшским городским судом, располагавшимся в помещениях 1 этажа жилого дома площадью 673,8 кв.м. Новая общая площадь составила 3224 кв.м.
Получено здание для Ловозерского районного суда, площадью 411 кв.м. Ранее суд занимал квартиру в жилом доме площадью 154 кв.м. Более чем на 50% увеличены площади, занимаемые Полярнозоринским районным судом.
Управлению были переданы здания в г. Заполярный, площадью 937 кв.м. для размещения Печенгского районного суда, который располагался в помещениях площадью 324,2 кв.м и в г. Снежногорске, площадью 1056 кв.м. для размещения постоянного судебного присутствия в г. Снежногорске Полярного районного суда, который ранее располагался в помещениях площадью 549,8 кв.м.
Во всех вновь приобретенных зданиях был выполнен комплексный капитальный ремонт.
Всего за период деятельности Управлением был выполнен капитальный ремонт в зданиях и помещениях 15 районных (городских) и 4 гарнизонных военных судов. В остальных судах был выполнен текущий ремонт помещений.
В настоящее время все суды Мурманской области оснащены охранно-пожарной и тревожной сигнализацией, стационарными и ручными металлообнаружителями. В 11 судах установлена система автоматического пожаротушения. Удалось полностью решить вопрос с безопасным и своевременным конвоированием подсудимых, содержащихся под стражей. В помещениях судов арестованные содержатся в оборудованных и отремонтированных конвойных помещениях.
Во всех судах залы судебных заседаний оснащены клетками для подсудимых, содержащихся под стражей. Установлены решетки на окнах первых этажей и по пути конвоирования подсудимых лиц. Все суды оснащены системой внутреннего видеонаблюдения и 80% судов системой наружного видеонаблюдения.
На сегодняшний день принято постановление Совета депутатов ЗАТО Александровск о передаче в федеральную собственность помещений Гаджиевского гарнизонного военного суда и помещений Полярного районного суда для размещения постоянного судебного присутствия в городе Гаджиево. Проводятся мероприятия по передаче в федеральную собственность здания Оленегорского городского суда.
В 2013 году планируется ввод в эксплуатацию после комплексного капитального ремонта здания Кировского городского суда и здания постоянного судебного присутствия в городе Снежногорск Полярного районного суда.
В период с 2013 по 2016 годы в рамках утвержденной федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы" планируется покупка здания в городе Кола с последующей его реконструкцией для размещения Кольского районного суда.
В формируемый проект перечня зданий федеральных судов общей юрисдикции нуждающихся в проведении комплексного капитального ремонта в 2014-2016 годах Управлением планируется включить 4 суда: Мончегорский, Североморский городские суды, Ленинский районный суд, Гаджиевский гарнизонный военный суд.
На сегодняшний день Управление Судебного департамента в Мурманской области имеет следующую структуру:
В целях координации работы администраторов судов области, обмена опытом и внедрения передового опыта, а также разработки и применения единого подхода в выполнении положений должностных регламентов в Управлении создан Совет администраторов судов Мурманской области.
Приказом начальника Управления от 03.07.2008г. № 12 утверждено Положение о Совете администраторов судов Мурманской области.
В Управлении создана пресс-служба, ежегодно проводится аккредитация журналистов региональных СМИ.(1)