Государственный арбитраж

Введение

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.

В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались (1). Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. С этой целью в 1922г. в Советской России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. Создавались также ведомственные арбитражные комиссии в системе органов управления отдельными отраслями экономики.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931г. было издано положение о государственном арбитраже. Согласно данного положения, с поправками 1932г., для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета, утверждался Госарбитраж. В порядке Госарбитража разрешались все споры по заключенным договорам, споры о качестве продукции, а также другие имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора. Госарбитраж в случаях документального установления нарушения договорной дисциплины имел право возбуждать дела по собственной инициативе.

Рассмотрению в порядке Госарбитража не подлежали: а) споры между органами одного и того же ведомства, которые не состояли на общегосударственном или местном бюджете; б) споры между учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, хозобъединения или кооперативной системы, без разрешения соответствующего вышестоящего органа; в) споры по операциям Госбанка, если Госбанк являлся одной из сторон в споре; г) споры, которые вытекали из договоров железнодорожных и водных перевозок, за исключением споров по перевозкам, которые производились в осуществление генеральных договоров о массовых плановых перевозках; д) споры по налогам и иным платежам, которые взыскивались в бесспорном порядке; е) споры по договорам о пользовании коммунальными услугами; ж) споры на сумму менее одной тысячи рублей.

Органы Госарбитража состояли: а) при СНК Союза ССР – для разрешения споров на сумму не ниже 25 тыс. руб., если одной из сторон являлось учреждение, предприятие или организация общесоюзного значения, и для разрешения споров между учреждениями, предприятиями и организациями различных союзных республик; б) при СНК союзных республик – для разрешения споров на сумму не менее 10 тыс. руб., если одной из сторон являлось учреждение, предприятие или организация республиканского значения, и споров между учреждениями, предприятиями или организациями различных краев (областей) и автономных республик, а также для разрешения споров с участием сторон, указанных в п. "а", если разрешение этих споров было поручено Госарбитражем при СНК СССР или если сумма спора была ниже 25 тыс. руб.; в) при СНК автономных республик, при краевых (областных) исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей – для разрешения остальных споров, подведомственных Госарбитражу, а также для разрешения споров, в которых участниками являлись стороны, указанные в п. "а" или п. "б", если разрешение таких споров было поручено Госарбитражем при СНК Союза ССР или при СНК союзных республик по принадлежности, а также если сумма спора менее 10 тыс. руб.

Госарбитраж образовывался в составе государственных арбитров, которые назначались персонально СНК Союза ССР, СНК союзных республик, СНК автономных республик, краевыми и областными исполнительными комитетами, по принадлежности. Для осуществления общего руководства работой Госарбитража назначался главарбитр и его заместители.

Дела разрешались арбитром, который назначался главарбитром для данного дела, и ответственными представителями спорящих сторон (руководителями учреждений, предприятий и организаций, их заместителями, членами правления) по одному от каждой стороны. В случаях разногласия вопрос решался арбитром. По сложным делам главарбитр мог ввести в состав арбитража дополнительно двух арбитров. В случаях неявки представителей одной или обеих сторон дело могло быть решено в их отсутствие. По делам, ответчиками по которым являлись учреждения, состоящие на общесоюзном государственном бюджете, государственных бюджетах союзных республик или местных бюджетах, в заседание Госарбитража вызывался представитель НКФ Союза ССР, НКФ союзной республики или соответствующего местного финансового органа по принадлежности.

Органы Госарбитража вправе были потребовать от всех учреждений, предприятий и организаций представления необходимых документов, сведений и материалов, вызывать должностных лиц для объяснений, назначать экспертизы и т.п.

О всех выявленных серьезных нарушениях договорной и плановой дисциплины и иных недочетах в деятельности учреждений, предприятий и организаций Госарбитраж сообщал вышестоящим над ними органам, или органам рабоче – крестьянской инспекции, а в надлежащих случаях – прокуратуре. В случае обнаружения при рассмотрении дела запущенности бухгалтерского учета, неправильной организации отчетности, главарбитром могло быть наложено на ответственных за это руководителей хозяйственных органов и главных бухгалтеров денежное взыскание в пределах месячного оклада.

Решения государственного арбитража были окончательны и обжалованию не подлежали.

Решения Госарбитража приводились в исполнение самими сторонами в срок, который указывал Госарбитраж. Решение, которое не исполнялось сторонами в установленный срок, приводилось в исполнение в принудительном порядке. Должностные лица, которые не выполняли решения, привлекались к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Взыскание по решениям органов Госарбитража с государственных учреждений, находящихся на государственном или местном бюджете, производилось на основании приказа Госарбитража за счет ассигнований по смете этих учреждений.

Надзор за деятельностью Госарбитража было возложено на СНК СССР, СНК союзных республик, СНК автономных республик, краевые и областные исполнительные комитеты по принадлежности. СНК СССР, СНК союзной республики, СНК автономной республики, краевой или областной исполнительный комитет был вправе в порядке надзора отменить или изменить решение Госарбитража или передать дело на новое рассмотрение.

Главарбитру предоставлялось право в течение месячного срока с момента вынесения решения приостановить его исполнение и передать дело на новое рассмотрение Госарбитража. Госарбитражу при СНК СССР было предоставлено право инструктирования арбитражей, которые состояли при СНК союзных республик и ведомствах СССР, а также созыв периодических совещаний республиканских, местных и ведомственных арбитражей и производство обследования их деятельности.

По делам, которые производились в Госарбитраже, взыскивалась единая государственная пошлина.(2).

  1. СУ РСФСР, 1917-1918, № 26.ст.347;
  2. СЗ СССР, 1931г., № 26, ст.203; № 31, ст.239; 1932г., № 45, ст.269; попр. в № 50; № 74, ст.451.