Всероссийский форум «Правовые ценности современного мира в контексте образования». Итоги двухдневной плодотворной работы
12—13 декабря 2024 года в Мурманске проходил Всероссийский форум «Правовые ценности современного мира в контексте образования», который собрал за обсуждением актуальных вопросов правового просвещения и образования представителей судейского сообщества и науки различных регионов.
Мероприятие, организованное Мурманским арктическим университетом при содействии комиссии Совета судей Российской Федерации по связям с государственными органами, общественных организаций и средств массовой информации, Арбитражного суда Мурманской области, Мурманского областного суда, а также федерального журнала судейского сообщества «Судья» и старейшего юридического издания страны «Российская юстиция», посвящено значимому празднику страны — Дню Конституции Российской Федерации.
Модераторами пленарной части Форума выступили:
Артем Драчен, председатель Арбитражного суда Мурманской области, член комиссии Совета судей Российской Федерации по связям с государственными органами, общественными организациями и средствами массовой информации.
Ярослав Жолобов, директор Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, председатель суда в отставке, к.ю.н.
Елена Поворова, заместитель главного редактора журналов «Судья» и «Российская юстиция», к.ю.н.
Открыл мероприятие губернатор Мурманской области Андрей Чибис. Он подчеркнул важность Форума, на котором обсуждаются вопросы судопроизводства, новые технологии и ИИ, также отметил успехи региона в данной области.
«Низкий вам всем поклон за то служение, которое вы несете с честью, потому что от вашей справедливости и соблюдения законности зависит судьба человека», — обратился к участникам Форума Андрей Чибис.
Первый заместитель Председателя Мурманской областной Думы Владимир Мищенко поздравил собравшихся на мероприятии с Днем Конституции Российской Федерации. Говоря о важности основной темы Форума, он напомнил всем высказывание И. Канта о том, что существование государства и личности невозможно без соблюдения права.
Поздравляя участников Форума с государственным праздником, Ирина Шадрина сказала: «Значимость Конституции Российской Федерации сложно переоценить. Являясь основным законом нашей страны, Конституция содержит положения, устанавливающие правовые ценности государства и гражданского общества».
Говоря о важности формирования правовой культуры общества, ректор отметила: «Держать руку на пульсе юридической практики возможно только при тесном взаимодействии образовательных организаций с профессиональным юридическим сообществом, в первую очередь, судейским сообществом. Мы это прекрасно понимаем, поэтому на практико-ориентированном обучении студентов делается акцент и в Мурманском арктическом университете. Наши выпускники должны быть готовы к работе в непростых условиях современной жизни, где знание права и умение его применять являются ключевыми факторами успеха».
Судья Верховного Суда Российской Федерации Елена Пейсикова обратила внимание на следующее: «Уровень доверия со стороны общества к суду, которое определяется эффективностью правосудия, является одним из критериев, формирующих уважение к суду как институту государственной власти».
Кроме этого кандидат юридических наук также отметила особую роль средств массовой информации и этических норм внутри судебной системы в формировании обществом восприятия правосудия.
Профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук Светлана Нарутто подняла проблему правовой неопределенности и противоречивой практики в современной «подвижной юридической жизни».
Говоря о существенной роли Конституционного Суда Российской Федерации в формировании правосознания и правовой культуры юристов, она отметила, что «суд формирует наше мировоззрение в духе передовых идей конституционализма, гуманистических и демократических ценностей, отстаивает эти ценности, подталкивал нас, ученых к живой дискуссии».
Председатель Совета судей Республики Башкортостан Татьяна Писарева подняла проблему деформации основных нравственно-правовых понятий в сознании нынешнего молодого поколения.
В своем докладе она рассказала о той работе по подготовке кадров для судебной системы, которая ведется в Республике Башкортостан. В завершении выступления Татьяна Писарева отметила:
«Потребность развития нравственно-правового воспитания молодежи очевидна и обусловлена объективными изменениями в современном обществе, потребностью в специалистах с устойчивой нравственно-правовой позицией, способных транслировать эти позиции и будущему поколению».
Об истории становления конституционного государства говорила заведующая кафедрой теории и истории государства и права Института права и национальной безопасности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, к.ю.н., доцент Ангелина Лапаева.
Анализируя воззрения ученых начала XX в., она заключила: «В науке не существовало тенденции поставить понятие правового государства в строго юридические рамки, тем не менее, концепция конституционного (правового) государства рассматривалась дореволюционными мыслителями с точки зрения его основополагающих начал: народного суверенитета, представительного правления, принципа разделения властей, федерализма, неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина».
К мероприятию по видео-конференц-связи подключилась директор Института магистратуры и заочного обучения ФГБОУ ВО «СГЮА», к.ю.н., доцент кафедры конституционного права имени профессора И.Е. Фарбера и профессора В.Т. Кабышева Анна Шиндина, которая в своем выступлении напомнила о значимых исторических событиях, касающихся создания действующий Конституции Российской Федерации.
«Конституция устанавливает основы российской государственности, провозглашает права и свободы человека и гражданина. Можно с полной уверенностью говорить о том, что наш основной закон, опираясь на многовековую историю России, определяет стратегию развития страны, является фундаментом обеспечения мира и согласия в обществе», — сказала она.
О том, что правовое содержание понятия «духовно-нравственные ценности» в сфере образование нуждается в содержательном наполнении в результате доктринальных исследований и практического использования в рамках правореализационной деятельности, говорил ведущий научный сотрудник Центра судебного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, к.ю.н. Андрей Сидоренко.
«Исследовать следует также отличия в применении обозначенных стандартов образования и воспитания в различных образовательных организациях. Указанная работа позволит сформулировать на законодательном уровне критерии оценки качества образовательного процесса с точки зрения соблюдения национальных интересов».
Первый проректор Псковского государственного университета, д.ю.н., профессор Ольга Серова отметила, что важным элементом формирования ценностной базы подготовки юристов должно стать изменение подходов к организации воспитательной деятельности в университетах:
«Для подготовки юристов требуется формирование восприятия нового подхода в работе как высокотехнологичных компаний, так и государственных структур, опирающихся на широкое применение цифровых технологий».
По мнению директора Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия Юлии Журавлевой, фундамент для формирования духовно-нравственных ценностей закладывается в семье. Однако, большая роль в процессе их формирования отведена и организациям в сфере образования, которые уделяют большое внимание воспитанию, просвещению, формированию правильных нравственных ориентиров у подрастающего поколения.
Судья Верховного суда Республики Татарстан Рания Курмашева отметила высокую роль судебной деятельности в формировании правовой культуры современного общества.
Она поделилась опытом суда по использованию трансляций видеороликов в различных общедоступных местах в рамках муниципальной социальной рекламы:
«Одним из последних проектов, реализованных в октябре 2024 года, явилась демонстрация в общественном транспорте ролика, содержащего четкий алгоритм действий по получению на Портале государственных услуг РФ копий судебных постановлений, подписанных усиленными цифровыми подписями судей».
Судья Арбитражного суда Поволжского округа Азат Хисамов на примере рассмотрения дел посредством онлайн-заседания, реализованного в арбитражных судах, говорил о необходимости выработки эффективных процессуальных механизмов обеспечения культуры судопроизводства в таких заседаниях.
Он отметил, что одним из необходимых условий эффективного правосудия, помимо правильной организации судебного процесса, рассмотрения и разрешения судом правовых споров, является обеспечение культуры судопроизводства.
В заключении Азат Хисамов обратил внимание, что в действующем правовом регулировании не регламентированы требования к процессуальной деятельности суда в случае нарушения лицом порядка в судебном заседании при дистанционном участии и, например, отключения соединения по его инициативе как возможной форме злоупотребления процессуальными правами, выражения неуважения к суду и игнорирования указаний председательствующего в ходе судебного заседания, что предполагает выработку соответствующих прикладных рекомендаций, работа над которыми в формате регламента судов проводится Советом судей Российской Федерации.
О ценностных категориях в медиапространстве говорила заместитель главного редактора журналов «Судья» и «Российская юстиция», к.ю.н. Елена Поворова.
«Ценностные категории современного мира претерпевают изменения, возвращаясь к прошлым нарративам и создавая совершенно новые. Развитие и падение цивилизаций подсказывает нам, что не все высшие ценности, которыми оперирует человечество, совместимы друг с другом. И нельзя строить социальную и правовую канву исходя из того, что между истинными ценностями нет конфликтов», — отмечала она.
День завершился работой двух секций. Модератором первой секции «Потенциал реализации мероприятий по правовому просвещению органами судейского сообщества в условиях интеграции медиатехнологий в образование» выступал председатель Мурманского областного суда Сергей Седых. Опытом просветительской работы в формате диалога делились представители судейского сообщества.
«В рамках регионального проекта по правовому просвещению и формированию у молодежи положительного образа судебной системы «Доступно о праве» по инициативе регионального отделения РОС было принято решение об открытии в городе Мурманске на базе Мурманской гимназии № 3 профильного юридического класса по гуманитарному профилю «Начало юриспруденции». Создание профильного юридического класса дает возможность учащимся более углубленно изучить основы юриспруденции, получать практические знания от настоящих профессионалов», — рассказал председатель Мурманского областного суда.
«Такие мероприятия дают импульс к активному взаимодействию представителей судебной системы с научной и юридической общественностью в решении комплекса вопросов, направленных на повышение общей правовой культуры, и оказывают положительное влияние на становление гражданских и правовых принципов общества», — отмечала судья Верховного суда Республики Татарстан Рания Курмашева.
Модераторы второй секции «Пути разрешения проблем юридического образования в современной высшей школе» – председатель Арбитражного суда Мурманской области Артем Драчен и декан юридического факультета Мурманского арктического университета, к.ю.н., доцент Майя Панкратова собрали за круглым столом представителей науки.
«На сегодняшний день существует немало проблем юридического образования в высшей школе, связанных, в первую очередь, с недостаточность материально-технического обеспечения вузов, особенно в регионах, с сокращением бюджетных мест. Указанные проблемы поднимают вопросы, связанные с заинтересованностью студентов в выборе юридической специальности, доступностью юридического образования, профессиональным уровнем юридических кадров», — начал дискуссию Артем Драчен.
Поднимая вопрос стратегической значимости конституционализма, председатель Комиссии АЮР по развитию конституционного правосознания, ответственный секретарь Конституционной комиссии руководителя рабочей группы по подготовке проекта Конституции Российской Федерации (1990-1993), участник Конституционного совещания при Президенте России, Олег Румянцев подчеркнул, что «сегодня идет борьба за образ завтрашнего дня России. Сей образ все яснее видится в понятных рамках современной системы конституционализма— в системе признаваемых действенных, исполняемых и взаимосвязанных конституционных ценностей, норм, институтов, техник и практик, которые призваны обеспечить поступательное развитие общества и государства в стабильном режиме конституционной нормальности».
Перед участниками круглого стола было презентовано собрание сочинений Олега Германовича «О конституционном развитии России», избранное в трёх томах.
Директор Поволжского филиала Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук, Почетный работник сферы образования Российской Федерации Юлия Журавлева говорила о том, какая работа по подготовке кадров ведется в филиале РГУП. Так, она поделилась, что в рамках проекта «Практические учения» студенты выпускных курсов, в том числе и те, которые не видят себя сотрудниками судебной системы, готовятся к должностям секретаря судебного заседания и помощника судьи, отрабатывая соответствующие компетенции. «Познаю мир правосудия» – еще один проект университета. «Студентам дается фабула реального дела, они заслушивают пояснения сторон в судебном заседании, после чего сами принимают соответствующее решение, которое потом сравнивают с судебным актом, вынесенным судьей. Такой подход позволяет более детально изучить нормы материального и процессуального права».
Об аспектах обучения говорил член научно-консультационного совета при Верховном суде Российской Федерации, к.ю.н. Сергей Овсянников.
Он отметил необходимость «в процессе показывать, в том числе константы, которые лежат в основе образования юридической профессии». В ходе дискуссии кандидат юридических наук подчеркнул важность обучения правовой аргументации. Помимо этого он констатировал проблемы нехватки часов профильных предметов.
Продолжила обсуждение декан юридического факультета Мурманского арктического университета, к.ю.н., доцент Майя Панкратова.
Свою речь она начала с поднятия проблемы растущего запроса региона на кадры в свете оттока студентов из региона. Также декан коснулась тем унификации профиля юридического образования, привлечении практиков для обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
«На базе нашего университета есть координационный центр, который занимается профилактикой экстремизма и терроризма, где мы закладываем разные формы открытых диалогов, конференций, круглых столов с представителя правоохранительной деятельности», — рассказала Майя Евгеньевна. Но вместе с тем, она обратила внимание, что в целях недопущения перенасыщения таким форматом, важно получать от самих студентов обратную связь, о том какую форму они хотят, с какими спикерами они хотят поговорить.
Проблему нехватки юристов в муниципалитетах подняла первый проректор Псковского государственного университета, профессор гражданского права и процесса института права, экономики и управления Псковского государственного университета, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Ольга Серова, которая отметила важность государственной системы подготовки кадров, в том числе и возможного распределения. Профессор также подчеркнула проблему малой оплаты труда молодых педагогов, которая ведет к оттоку специалистов в такие крупные регионы как Москва, Санкт-Петербург. По мнению Ольги Александровны это могло стать также итогом «умаление значимости юридического знания, которое происходит в настоящее время».
Сотрудник секретариата председателя Арбитражного суда Мурманской области, судья в отставке Елена Камалова рассказала участникам круглого стола о том, что «сотрудниками Арбитражного суда Мурманской области была разработана иммерсионная интерактивная игра «Банкротство и его последствия», с обучающей и познавательной составляющей, где слушатели в режиме реального времени становятся участниками дела о банкротстве должника-гражданина, погружаются в роли должников, кредиторов, финансовых управляющих, оценщиков».
«Использование в игре разных видов игрового материала, характерных для классических настольных игр (например, карточки-роли, карточки-действия, имитаций материальных ценностей), возможность составления процессуальных документов в ходе участия в игре (заявлений о признании должника банкротом, о включении в реестр требований кредиторов и др.), отсутствие цели соблюдать заранее спланированный ход дела (его придумывают сами участники), допустимости трансформации хода процедуры банкротства (что также сопровождается соответствующими карточками-инструкциями), выгодно отличают игру от постановочного игрового судебного процесса», — подчеркнула Елена Сергеевна.
По итогам круглого стола Артем Драчен предложил принять резолюцию о развитии дальнейшего сотрудничества в области подготовки специалистов и правового просвещения путем заключения соглашения о сотрудничестве с образовательными учреждениями, а также о продолжении успешного опыта совместной реализации научно-просветительских и образовательных мероприятий в сфере юриспруденции.