Государственный арбитраж при организационном комитете ВЦИК, при организационном комитете Президиума Верховного Совета РСФСР, по Мурманской области, Государственный арбитраж при Мурманском облисполкоме (1938 - 1987 гг.)

В Мурманской области отправной точкой в развитии арбитража считается 13 августа 1938г., когда был организован государственный арбитраж при организационном комитете ВЦИК по Мурманской области (1). Численный состав Госарбитража составлял 4 человека: главный арбитр — Федосеев Н.П. (по совместительству исполнял обязанности и председателя плановой комиссии); госарбитр, секретарь и курьер (2). Главному арбитру Федосееву Н.П. поручалось принять дела в Ленинградском Госарбитраже.(3).

В конце 1938г., после выборов в Верховный Совет РСФСР, организационный комитет ВЦИК по Мурманской области был переименован в организационный комитет Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области (4). С этого времени Госарбитраж стал именоваться Госарбитражем при оргкомитете Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области.

Определенный интерес представляет докладная записка об увеличении сметы Госарбитража на 4 квартал 1939г. В докладной записке указано, что "работа Госарбитража в 1939г. значительно увеличилась в связи с образованием новых наркоматов и выделением из системы НКТП хозорганов (Кольстрой, Апатит, Североникель, Нивагэсстрой и др.) и передачей их споров из ведарбитража НКТП Госарбитражу. Кроме того, на основании циркуляра Госарбитража при СНК СССР от 02.01.1939г. Мурманский Госарбитраж рассматривает споры хозорганов в пределах области на любую сумму — все это увеличило поступление дел в Госарбитраж и увеличило объем работы. В данное время Госарбитраж рассматривает дел более 1200 в год и на основании утвержденного совещанием Главарбитров положения, Мурманский Госарбитраж относится к третьей группе с необходимым штатом: Главный арбитр, Госарбитр, консультант, референт-секретарь и машинистка — всего 5 единиц. Фактически же Госарбитраж имеет штат: Главный арбитр (по совместительству), Госарбитр, секретарь и курьер — всего 4 единицы. Ввиду отсутствия консультанта, Госарбитр только успевает и оформляет исковые дела, но вопросам общей отчетности, учету жалоб, обобщению практики Госарбитража не уделяется внимания, не ведется карточек (учетных) на каждое дело, т.е. не выполняется та работа, которую обязан вести консультант. Имеется целый ряд других недостатков в работе, установленных ревизией Госарбитража при СНК РСФСР в конце июня 1939г. Одновременно производилась ревизия Облархивом, которая предлагает перешить все дела в папки, а эти дела подшиваются в газетную бумагу, ввиду отсутствия специальных обложек для дел, изготовляемых типографским способом. Конверты, бланки протоколов и приказов также требуется изготовить в типографии, а все это требует расходов. В то же время производилась ревизия КРУ НКФ СССР, которая установила перерасход сметы по зарплате на 1 683 руб. 90 коп. за счет выплаты отпускных денег двум сотрудникам Госарбитража и оплаты бухгалтера по 150 руб. в месяц, штатом не предусмотренного, а также безкредитные расходы 5 892 руб. проживание сотрудников в гостинице и в Доме Рыбака.

Ревизия КРУ НКФ СССР предлагает отпуск секретарю-машинистке предоставлять полтора месяца. Такое предложение является ошибочным и противоречит постановлению ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1932г., которым устанавливается для работников второй категории в Мурманской области дополнительный отпуск полтора месяца, а так как секретарь-машинистка имеет общий отпуск 2 недели, плюс 6 дней дополнительно по вредности работы, а вместе с мурманским льготным отпуском полтора месяца должна иметь два месяца и шесть дней, но поскольку законом от 10 мая 1932г. для второй группы максимальный отпуск установлен 2 месяца, то, следовательно, секретарю-машинистке Госарбитража полагается 2 месяца, вместо 2 месяцев и шести дней. По данному вопросу мы запросили Госарбитраж при СНК РСФСР. Госарбитр работает более года и ему полагается очередной отпуск два с половиной месяца. Для предоставления же отпуска требуется замена и выплата за отпуск 2 500 руб., плюс расходы по проезду 300 руб. Для замещения Госарбитра требуется внести в штат Госарбитража должность консультанта, который бы замещал Госарбитра во время отпуска и для оплаты консультанта требуется увеличить фонд зарплаты на 4 квартал на 3 000 руб. (650 руб. ставка, плюс 350 руб. надбавки — итого 1 000 руб. в месяц). Для выплаты компенсации за отпуск секретарю за один месяц 300 руб. и курьеру 150 руб. Всего требуется увеличить на 4 квартал фонд заработной платы: 1) за выплаченные компенсации в 1-м полугодии — 1 684 руб.; 2) для выплаты отпускных Госарбитру, секретарю и курьеру — 3 250 руб.; 3) на зарплату консультанту — 3 000 руб. Итого увеличение фонда зарплаты — 7 934 руб. По статье хозрасходы — на оплату кредиторской задолженности и для восполнения сметы требуется — 5 892 руб. Всего увеличение сметы — 13 826 руб. Кроме этого требуется наименование секретаря-машинистки заменить на должность секретаря-референта по фактически выполняемой им работе. Ввиду того, что в течение рабочего дня Госарбитр занимается рассмотрением дел и текущей работой и перепечатка решений производится вечером и в выходные дни — разрешить оплату машинистки не более 100 руб. в месяц за счет общей сметы без увеличения на эту цель кредитов. Необходимо учесть, что от Госарбитража поступило в 1939г. в местный бюджет около 400 000 руб. госпошлины. Госарбитр Старцев".(5).

Наиболее полное представление о работе Госарбитража дает докладная записка об обследовании Госарбитража при Оргкомитете Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области, произведенном Госарбитром Госарбитража при СНК РСФСР Смирновым В.В. в период с 26 по 29 июня 1939г.

В данной докладной записке указано, что «Госарбитраж при Оргкомитете Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области организован в августе 1938г. С момента организации до конца 1938г. Госарбитражем рассмотрено 302 дела на сумму 4.434 тыс. рублей.

При организации Госарбитража был утвержден его штат в 4 единицы: 1-Главгосарбитр (по совместительству), 1 — Госарбитр, 1 — секретарь и 1 курьер. Тот же штат утвержден и на 1939г.

К моменту обследования все должности были замещены, а именно: 1. Главгосарбитр Федосеев — зарплата 800 руб.; 2. Госарбитр Старцев — 650 руб.; 3. Секретарь Климовская — 300 руб.; 4. Курьер-уборщица Карякина — 145 руб.

Федосеев получает по Госарбитражу полоклада — 400 руб. в месяц, Госарбитр и секретарь сверх оклада получают полярную надбавку 10% через каждые 6 месяцев работы на Крайнем Севере. За счетную работу Госарбитраж выплачивает 150 руб. в месяц бухгалтеру Облплана. Машинистка работает сдельно. Эти расходы производятся за счет экономии по ставке Главарбитра.

Смета расходов на 1939г. утверждена в следующих размерах: 1. Зарплата — 21,7 тыс. руб.; 2. Полярная надбавка — 3,5 тыс. руб.; 3. Начисления — 1,2 тыс. руб.; 4. Канцелярские и хозяйственные расходы — 6,9 тыс. руб.; 5. Командировки — 5,8 тыс. руб.; 6. Приобретение инвентаря — 2,8 тыс. руб.

Главгосарбитр Федосеев Николай Петрович, член ВКП(б) с 1926г. по основной работе Председатель Облплана. В Госарбитраже работает по совместительству с момента организации, но вследствие перегруженности работой по основной должности, Госарбитражу не может уделить должного внимания.

Вся основная работа по Госарбитражу ложится на Госарбитра Старцева Василия Никифоровича, работающего в Госарбитраже с 25 августа 1938г.

Старцев В.Н. по происхождению рабочий с Урала, Свердловской области, рождения 1898г., б/п., ранее работал в Москве в НКФ СССР в должности бухгалтера с 1926г. по 1930г., после этого работал в Правлении Госбанка и в Рудоэкспорте экономистом. С 1933г. по 1935г. работал заведующим финансовым отделом Интегралсоюза в Петропавловске на Камчатке, там же работал по совместительству консультантом Госарбитража при Камчатском Облисполкоме. С октября 1935г. до конца 1936г. в Москве в Интегралцентре юрисконсультом и консультантом ведомственного арбитража по совместительству. С января 1937г. по май 1938г. работал в г. Свердловске в Свердторфотресте юрисконсультом.

Образование среднее (школа 9-летка, экстерн в 1925г.). в 1926 — 1928гг. учился на факультете Совправа 1 МГУ вольно-слушателем. Старцев работает по совместительству юрисконсультом в Комбанке.

Секретарь Госарбитража Климовская Мария Сергеевна, по социальному происхождению — дочь служащего, 1917 года рождения. В Госарбитраже работает с сентября 1938г. Ранее несколько месяцев работала кассиром. Окончила семилетку. В настоящее время находится в отпуске. Замещает секретаря Филиппов С.Ф., 1919 года рождения, по социальному происхождению из крестьян Саратовской области, член ВЛКСМ с 1938г. Окончил школу семилетку. В Госарбитраже с 28 мая 1939г.

Курьер-уборщица Карякина М.П. 1908 года рождения. Происходит из крестьян б. Шенкурского уезда, Архангельской губернии. Малограмотная. В Госарбитраже работает с сентября 1938г.

Имея объем работы 100 дел в месяц, Госарбитраж в настоящем составе, при отсутствии консультанта и работе по совместительству Главарбитра и Госарбитра (хотя у последнего работа по совместительству отнимает немного времени — через день по четным числам 2 часа) имеет ряд существенных недостатков в работе, о чем будет указано ниже, поэтому возникает необходимость введения в штат Госарбитража должности консультанта. При отсутствии последнего Госарбитражу трудно организовать правильное и глубокое изучение споров и сигнализационную работу и недостатках и извращениях в деятельности хозорганов, вскрываемых при разборе споров и изучении дел.

Прием исковых заявлений производит секретарь и докладывает Госарбитру, который делает отметку о принятии заявления или возвратить обратно. По принятым искам при приеме назначается день разбора спора. Исковые заявления записываются в журнал, в котором отмечаются и жалобы на решения Госарбитража.

Карточная система в Госарбитраже не заведена. Особого учета жалоб на решения Госарбитража не ведется. При поступлении жалобы делается отметка в общем регистрационном журнале, что не гарантирует полноту учета жалоб.

По основной массе дел повестки рассылаются в течение суток с момента поступления искового заявления, но бывают случаи, когда рассылка повесток задерживается на 3-4 дня.

Обследованием установлено, что повестка по делу № 369 (преддоговорной спор), которое поступило 21 апреля 1939г. послана 25 апреля, а дело назначено на 26 апреля 1939г.

Эти факты говорят о недостаточной четкости в работе канцелярского аппарата Госарбитража и слабости контроля за исполнением. Сами факты задержки рассылки повесток по преддоговорным спорам на 3 и 4 дня является серьезным недостатком в работе Госарбитража.

Отсутствие машинистки задерживает иногда рассылку решений на срок до 4 и даже 5 дней. Например: решения Госарбитража от 23 июня 1939г. рассылались 27 июня, но в большинстве случаев решения рассылаются на второй и третий день.

Заседания Госарбитража проводятся через день и на каждое заседание назначается 8-12 дел, что следует считать нормальным. Заседания Госарбитража проходят быстро, занимая в среднем 2 — 2,5 часа.

Составление отчетности затрудняется отсутствием карточной системы учета. Приходится при составлении отчетов пересматривать все без исключения дела, что отнимает много времени. Ответ за 1-й квартал 1939г. Госарбитражем составлен не по форме, что затрудняет его проработку в Госарбитраже при СНК РСФСР.

Периодической литературой специального характера Госарбитраж обеспечен. На 1939г. выписываются журналы: «Арбитраж», «Бюллетень Госарбитража при СНК РСФСР», «Советская юстиция», «Социалистическая законность», «Советское государственное право», «Собрание законов СССР и собрание узаконений РСФСР», «Бюллетень Ленинградского Облисполкома», «Бюллетень Оргкомитета Президиума Верховного Совета по Мурманской области», «Бюллетень Центросоюза» и «Бюллетень ВЦСПС».

Выписываются газеты: «Ц.О. «Правда», «Известия», «Индустрия», «Труд», «Финансовая газета» и «Полярная правда».

Все кодексы получены от Госарбитража при СНК РСФСР, а также учебник Гражданское право и сборник распоряжений по водному транспорту, сборник «Арбитраж» в 2-х экземплярах.

Госарбитраж не получает весьма важное издание — «Бюллетень финансового хозяйства и законодательства», очень полезное в арбитражной практике.

С 1 января по 27 июня 1939г. в Госарбитраж при Оргкомитете Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области поступило 571 исковое заявление. На тоже число рассмотрено 458 и осталось в производстве на 28 июня — 113 дел. Следовательно остаток превышает среднемесячное поступление исковых заявлений. Однако это явление объясняется тем, что заседания Госарбитража в первой половине июня не проводились из-за отъезда в отпуск Главарбитра и на республиканское совещание — Госарбитра.

В срок до 15 дней рассмотрено около 40%, до месяца — 34% и свыше месяца — 26%.

Задержка свыше месяца, главным образом, объясняется отдаленностью сторон и плохими путями сообщения, вследствие весенней распутицы.

Рассмотрение споров без вызова сторон Госарбитражем не практикуется. Явка на заседания Госарбитража руководителей хозорганов точно не учитывается, но все данные говорят о том, что руководители хозорганов являются в Госарбитраж в крайне редких случаях и надлежащей борьбы за усиление явки Госарбитраж не ведет. В Госарбитраж приходят, допускаются в заседания и отмечаются в протоколах в виде представителей сторон юрисконсульты и другие оперативные работники хозорганов, что, конечно способствует лишь уклонению от явки в заседания Госарбитража ответственных руководителей хозорганов.

В оперативной работе Госарбитража имеется ряд серьезных недостатков, заключающихся в плохой предварительной подготовки дел, в низком, в ряде случаев, качестве решений и плохом оформлении их, в приемке к производству неподсудных дел, в недостаточности сигнализации и почти полном отсутствии работы по изучению и обобщению споров.

Изучение исковых материалов до назначения дела к слушанию Госарбитража проводится совершенно недостаточно. Своевременно не требуется представление недостающих для законного разрешения спора документов и сведений, стороны не обязываются выверять расчеты и производить другие необходимые по делу действия до заседания Госарбитража, а это препятствует правильному разрешению спора и вызывает откладывание дел, сопряженное с нецелесообразными повторными вызовами представителей сторон на заседания Госарбитража. Откладывание дел достигает очень больших размеров. Около 30% всех решенных дел Госарбитражем откладывалось, при этом многие дела откладываются по два, три и более раз.

Слабая предварительная подготовка дел вызывает и другие ненормальные явления. Обследованием установлены случаи приема неподсудных Госарбитражу споров.

Дело № 329 по спору Мурманторга с Военторгом поступило 13 апреля 1939г. Слушалось 20 апреля и было отложено на 8 мая для представления справки, подтверждающей правильность ставки арендной платы за помещение овощехранилища. Только в заседании 8 мая Госарбитраж выяснил, что дело подлежит разбору в ведомственном арбитраже и дело производством прекратил.

Дело № 353 по иску на 978 рублей было принято 17 апреля 1939г. и только в заседании Госарбитража выяснено, что спор не подсуден по сумме иска. Дело передано в Нарсуд.

По делу № 369 принят неподсудный Госарбитражу преддоговорный спор. Прекращено в заседании Госарбитража 26 апреля 1939г.

В числе просмотренных в процессе обследования 135 дел, обнаружено 22 решения, имеющие те или иные недостатки в самих решениях или в их оформлении. Это требует серьезной и упорной работы со стороны Главарбитра и Госарбитража над повышением качества решений и улучшении оформления их.

Обжалование решений Госарбитража Главарбитру составляет 9-10% общего количества решений дел, а отмена и изменение Главарбитром 5,5%. За первый квартал поступило 24 жалобы, по которым Главарбитром отменено и изменено 15 решений.

В связи с отъездом Главарбитра в трехмесячный отпуск, рассмотрение жалоб на 2-й квартал 1939г. задерживается. Лежат нерассмотренными жалобы поступившие в начале мая, поэтому возникает необходимость в немедленной передаче всех жалоб, адресованных Главарбитру в Оргкомитет.

Решения Главарбитра, вынесенные в порядке надзора, также не отличаются полнотой и четкостью изложения, а потому не могут служить примером для практики Госарбитража в оформлении решений.

Результат надзорной работы по периодам не обобщается, ошибки в решениях Госарбитража не систематизируются и не изучаются, а потому надзорная работа не служит средством к повышению качества решений и всей работы Госарбитража.

В Оргкомитет, за период времени с 1 января по 27 июня 1939г. поступило 8 жалоб, 6 из которых рассмотрено и частично изменено 1 решение Госарбитража.

Жалобы Оргкомитет рассматривает на заседаниях с вызовом представителей спорящих сторон.

Недостаточное изучение обстоятельств и причин порождающих споры при подготовке дел и в процессе рассмотрения, отрицательно отражается на на работах Госарбитража по сигнализациям и обобщениям споров. Из приведенных выше примеров усматривается, что некоторые извращения в практике хозорганов и случаи небрежного отношения к охране социалистической собственности оставляются Госарбитражем без сигнализаций. Количество сигнализаций незначительно. Всего за 6 месяцев 1939г. направлено 5 сигнализаций, в том числе 1 сигнализация Оргкомитету и 3 — органам прокуратуры. Учет сигнализаций, контроль за исполнением по ним не организован. Ответов о результатах нет. Напоминания Госарбитражем не посылаются. Например по делу № 27 по иску 4 отд. МТО пограничных войск НКВД к Стройконторе Кандалакшского Райисполкома о 9.833 руб. была установлена порча 40 т.штук кирпича из-за бесхозяйственности сторон по делу. Материалы 10 февраля 1939г. переданы Мурманскому Облпрокурору, а разрешение спора приостановлено до получения результатов расследования.

Ответа от прокуратуры нет, напоминаний Госарбитражем не практиковалось, разрешение спора задерживается.

Изучением и обобщениями споров отдельных ведомств и организаций, а также и отдельных категорий споров, согласно отчетной форме Госарбитраж не занимается, несмотря на то, что данные по некоторым группам споров говорят о необходимости детального изучения. В частности через Госарбитраж, в 1 квартале 1939г. прошли споры о недостачах и хищениях товаров на сумму свыше 300 тыс. рублей, но Госарбитраж не поинтересовался в каких организациях и при каких условиях происходили недостачи и хищения.

Не занимаясь серьезно сигнализациями и обобщениями, Госарбитраж был лишен возможности ставить перед Оргкомитетом вопросы об упорядочении работы и взаимоотношений хозорганов.

Совещания с хозяйственниками и юрисконсультами в Госарбитраже за все время его существования не проводилось. Материалы в общую и специальную прессу не посылались.

Материалы обследования Госарбитража при Оргкомитете Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области и просмотра 135 решений показывают, что Госарбитраж за время своей 10-месячной работы приобрел некоторый опыт и с разрешением имущественных споров хозорганов в основном справляется, но в его работе имеется целый ряд серьезных недостатков:

1. В Госарбитраже нет еще надлежащей плановости и организованности в работе. Не налажен надлежащим образом учет поступления и движения дел, учет жалоб на решения Госарбитража, нет систематического контроля за исполнением и, в частности, контроль за исполнением по сигнализациям. Неналаженность учета и контроля очень усложняет и затрудняет составление периодических отчетов, которые за прошлое время Госарбитражем составлялись по произвольной форме, а потому не могли быть использованы в общей сводке о работе органов Госарбитража РСФСР.

2. Прием исковых заявлений иногда производится невнимательно. Слабо изучаются исковые материалы до назначения дела к слушанию, а потому Госарбитраж своевременно не требует представления недостающих для правильного разрешения споров документов и материалов, и обязывает стороны произвести сверку расчетов. Все это вызывает многочисленные случаи откладывания дел, нецелесообразные повторные вызовы представителей хозорганов на заседания Госарбитража и задерживает разрешение споров.

3. Крайне слаба явка ответственных руководителей хозорганов на заседания Госарбитража. Никаких мер борьбы с этим ненормальным явлением Госарбитраж не проводит, беспрепятственно допуская к участию в разрешении споров юрисконсультов и других оперативных работников хозорганов.

4. Не поставлено на должную высоту качество рассмотренных споров. При подготовке дел и в самом заседании Госарбитраж не всегда достаточно выявляет взаимоотношения хозорганов и причины вызвавшие спор, а отсюда вытекают неправильные решения, не соответствующие обстоятельствам спора и неправильные ссылки в решениях на законы, не имеющие отношения к данному спору. Иногда нарушаются элементарные права сторон, которые лишаются возможности защищать свои права лично и представить письменные возражения против предъявленного иска.

Отмечены случаи необоснованного откладывания дел на продолжительное время.

5. Значительное количество решений оформляется неудовлетворительно. Не ясно и неполно излагаются обстоятельства спора и мотивы решения Госарбитража.

6. Мало внимания уделяется сигнализации о недостатках и извращениях в работе хозорганов, вскрываемых при рассмотрении споров. Совсем не проводится изучение и обобщение споров.

7. Надзорная работа Главарбитра не является еще средством повышения качества рассмотрения споров и улучшения оформления решений. Решения, вынесенные Главарбитром также не отличаются исчерпывающей полнотой изложения обстоятельств спора, ошибок обжалованного решения и ясностью мотивировок, по которым отменено или утверждено решение Госарбитража. Отмечаются случаи продолжительной (свыше месяца) задержки с рассмотрением жалоб.

8. Допускаются случаи задержки рассылкой повесток (до 3-5 дней) даже по преддоговорным спорам и копий решений Госарбитража.

9. Недостаточна связь с хозяйственниками и полностью отсутствует связь с печатью. Совещаний с хозяйственниками и юрисконсультами Госарбитраж не проводил. Материалов в общую и специальную печать не посылал.

10. Госарбитраж не включился еще в социалистическое соревнование имени Третьей Сталинской пятилетки, хотя вызов со стороны Госарбитража при СНК Карельской АССР получил.

Для устранения имеющихся недостатков и повышения качества работы Госарбитража необходимо провести следующие мероприятия:

1. Ввести карточную систему регистрации и учета поступающих в Госарбитраж исковых заявлений, положив в основу учета алфавитный признак по ответчикам.

2. Ввести особый учет поступления, движения и результатов рассмотрения жалоб на решения Госарбитража.

3. Отчет о работе Госарбитража за 2-й квартал и 1 полугодие 1939г. составить по формам, предоставленным Госарбитражем при СНК СССР и представить в Госарбитраж при СНК РСФСР (в копии Госарбитражу при СНК СССР) в установленный срок, к 20 числу следующего за отчетным периодом месяца.

4. Упорядочить прием исковых заявлений. Значительно усилить и качественно улучшить подготовку дел до назначения их к слушанию с таким расчетом, чтобы своевременно затребовать от сторон необходимые по делу документы и сведения, обязать представить к дню заседания Госарбитража данные о результатах выверки расчетов или выполнить другие поручения Госарбитража, необходимые для разрешения спора.

5. Ввести в практику упрощенное рассмотрение споров без вызова сторон, в соответствии с указаниями Госарбитража при СНК СССР.

6. Развернуть работу по привлечению на заседания Госарбитража ответственных руководителей хозорганов путем повседневного разъяснения в заседаниях Госарбитража необходимости явки руководителей хозорганов, вызовов по телефону и постановкой в Оргкомитете вопроса о мерах воздействия на руководителей, уклоняющихся от явки в Госарбитраж.

7. Особое внимание следует обратить на углубленное изучение споров и обеспечение обоснованных и законных решений Госарбитража, а также высококачественное оформление решений в строгом соответствии с указаниями Госарбитража при СНК СССР и СНК РСФСР по данному вопросу.

8. Для повышения качества решений и всей работы Госарбитража необходимо резко улучшить надзорную работу. Все решения Госарбитра должны быть написаны четко, полно и ясно, с таким расчетом, чтобы они служили примером в работе Госарбитража.

В процессе надзорной работы необходимо выяснить причины вызвавшие неправильное решение и все случаи отмены и изменения решений периодически обсуждать на совещаниях работников Госарбитража.

Необходимо также ввести в практику учет и систематизацию недостатков и ошибок в решениях Госарбитража и причин вызывающих ошибки.

9. Сигнализации, изучение и обобщение споров и постановка на основе обобщений вопросов об устранении недостатков в работе хозорганов, перед Оргкомитетом и руководством вышестоящих организаций по ведомственной линии, является основной задачей Госарбитража. Ни один случай извращений, небрежного отношения к охране социалистической собственности и других ненормальностей, вскрытых при разборе спора, не должны оставаться без сигнализаций.

Следует установить специальный учет сигнализаций и строгий контроль за исполнением по ним, доведя до сведения Оргкомитета и руководителей вышестоящих ведомственных организаций о лицах, уклоняющихся от ответов на сигнализации Госарбитража.

Организовать плановое изучение споров по отдельным категориям и учреждениям. За 1 полугодие 1939г. необходимо изучить споры о недостачах и хищениях товаров и материалы о результатах представить в Госарбитраж при СНК РСФСР.

10. Для укрепления связи с хозорганами, во 2-м полугодии провести не менее двух совещаний с хозяйственниками, на которых обсудить: а) доклад Главарбитра об арбитражной практике по разрешению имущественных и преддоговорных споров; б) по вопросам подготовки к заключению хоздоговоров на 1940г.

11. Главарбитру следует отменить решение Госарбитража по делу № 368 и дело передать на новое рассмотрение, для уточнения стоимости пекарни.

12. Просить Оргкомитет Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области ввести дополнительно к утвержденному штату Госарбитража одну штатную единицу — консультанта, отсутствие которого снижает качество решений Госарбитража и задерживает развертывание работ по изучению и обобщению споров.

Госарбитр Госарбитража при СНК РСФСР — Смирнов. Госарбитр Госарбитража при Оргкомитете Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области — Старцев. 28 июня 1939г.«. (6)

Оргкомитет Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области действовал по декабрь 1939г.

24.12.1939г. в результате выборов в местные Советы депутатов трудящихся был образован Мурманской областной исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся. Госарбитраж при оргкомитете Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области был переименован в Государственный арбитраж при Мурманском облисполкоме.

К сожалению, документы касающиеся деятельности Госарбитража послевоенного времени в Государственном архиве Мурманской области отсутствуют. Лишь начиная с 70-х годов можно узнать о работе Госарбитража.

Так, в период с 1 января по 1 октября 1976г. в порядке надзора в Госарбитраж РСФСР и СССР было обжаловано 26 решений, из них оставлено в силе 16 решений, отменено и изменено 10 решений. Решения были отменены и изменены на основании п.26 Положения о Госарбитраже РСФСР и п.116 Правил рассмотрения хозяйственных споров Госарбитражами, т.к. они не соответствовали Закону и обстоятельствам дел. Например, Госарбитраж взыскал с Мехколонны № 378 в пользу птицефабрики 39 821 рубль основного долга и 5% за необоснованное списание спорной суммы, исходя из того, что списание указанной суммы ответчик произвел с нарушением инструкции Госбанка СССР от 10.07.1970г. № 2. В постановлении об отмене решения Госарбитража РСФСР указал, что при рассмотрении дела не был обсужден вопрос о правильности расчета взысканной суммы, что штраф взыскан с Мехколонны необоснованно, т.к. платежное требование было оплачено с согласия плательщика.(7).

В 1 квартале 1977г. Госарбитраж направил 37 сообщений о недостатках в деятельности хозяйственных органов, из них 9 в органы народного контроля, 8 в органы прокуратуры и 17 руководителям объединений и предприятий. В 1 квартале 1976г. было послано 28 сообщений.

В 1 квартале 1977г. Госарбитражем было рассмотрено 345 споров, из них 96 преддоговорных и 249 имущественных. Поступление преддоговорных споров уменьшилось на 42 дела за счет споров, связанных с поставкой рыботоваров. По инициативе Госарбитража были взысканы имущественные санкции по 23 делам (в 1 квартале 1976г. по 28 делам). За нарушение сроков предъявления и рассмотрения претензий Госарбитраж взыскал со сторон 2% от суммы исков по 45 делам (в 1 кв. 1976г. по 37 делам).

В тот период в Госарбитраже работали главный арбитр Уланов Н.К., госарбитр Круглова Е.А.. Круглова Екатерина Алексеевна родилась 15.09.1924г., являлась тружеником тыла и проживала по адресу: г. Мурманск, ул. Полярный Круг, д.6, кв.43.(8), консультант Перцева А.М., секретарь-машинистка Маркова В.М. Затем главным арбитром была назначена Семенкова А.В.(9).

В 1981г. Госарбитражом было проведено 4 ознакомления с договорной и претензионно-исковой работой на следующих предприятиях: 1. Мурманская контора «Росбакалея»; 2. Комбинат «Печенганикель» МЦМ СССР; 3. Завод «Металлист» Упрместпрома; 4. Объединение «Мурманскхлеб» Упрпищепрома.

К ответственности было привлечено 54 человека, из них к дисциплинарной 9, к материальной 45 человек и взыскано более 5 тыс. руб. в возмещение материального ущерба. Совместно с отделом юстиции было проведено 9 семинаров с руководителями предприятий и юрисконсультами. В 1981г. в органы прокуратуры было направлено 44 дела для привлечения виновных к возмещению материального ущерба. Привлечено к ответственности в порядке ст. 41 ГПК РСФСР 9 человек и взыскано 1 100 руб. Рассмотрено 218 преддоговорных спора из них два дела возбуждены по своей инициативе. По сравнению с 1980г. количество споров увеличилось на 48. Увеличилось количество споров при заключении договоров на поставку продукции производственно-технического назначения на 27, подряда на капитальное строительство на 15. Внесено изменение в 8 договоров, что в 2 раза больше, чем в 1980г. По двум договорам стороны переведены по инициативе Госарбитража на длительные хозяйственные связи. Так, завод «Металлист» Упрместпрома имея плановые основания на заключение договора с Ленинградской оптовой базой Росглавкоопрыбсеверторг на поставку кроватей на 5 лет, заключил договор сроком на 1 год. По решению арбитража стороны были переведены на прямые длительные хозяйственные связи сроком на 5 лет.

В 1981г. было рассмотрено 1334 имущественных спора, что на 77 больше, чем в 1980г. Главным арбитром рассмотрено 647 споров, госарбитром — 905.(10).

В 1982г. Госарбитражем было рассмотрено 1561 дело, из них обжаловано 71, что на 9 меньше по сравнению с 1981г. и составляло 0,2% от количества рассмотренных дел. Причинами обжалования дел являлись: недостаточное исследование и оценка доказательств, неиспользование возможности затребовать необходимые документы при подготовке дел к слушанию. Так, по делу № 10/1 решением от 06.05.1982г. было взыскано с Мурманской горэлектросети 47 118 руб. 09 коп. в пользу учреждения ОЮ-241/18 при наличии в деле заключения Госэнергонадзора от 05.04.1982г. № 17-14, в котором было указано, что следовало учесть потребление электроэнергии, использованной электрокотлами из расчета 5 копеек за 1 квт/ч., что не было учтено.

В 1982г. в целях усиления борьбы за сохранность соцсобственности были обобщены материалы споров по недостачам, допускаемым управлением «Севрыбсбыт», к которому было заявлено 18 исков на общую сумму 24,9 т. руб. за недостачу рыбопродукции; Мурманской конторой «Росбакалея» и Кандалакшской базой «Росбакалея», к которым соответственно предъявлено 13 и 4 иска и взыскано 3 179 руб. и 317 руб. и направлены обобщенные сообщения. Были получены ответы от руководителей предприятий, в которых сообщено о привлечении к ответственности виновных лиц.

При рассмотрении преддоговорных споров по договорам контрактации Госарбитраж понуждал в основном заготовителей к вывозу сельхозпродукции непосредственно из совхозов, но например хладокомбинат эти решения не выполнял, т.к. планирующие органы не выделяли отдельной строкой закупку мяса птицы, в частности, из совхозов и птицефабрик.

В 1982г. значительно улучшился контакт с органами Госстандарта. Ежегодно составлялся план мероприятий по взаимодействию в борьбе с нарушениями законодательства о качестве продукции и товаров. Госарбитраж участвовал в проведении областного Дня качества, организованного Домом техники области и лабораторией Госстандарта.

В июне 1982г. Госарбитражом совместно с отделом юстиции облисполкома и инспекцией Госснаба был проведен семинар с юрисконсультами области об имущественной ответственности предприятий за безнарядный отпуск продукции, на котором с докладом выступали главный госарбитр и начальник госинспекции Госснаба. Со стороны Госарбитража прилагалось немало усилий для улучшения координации деятельности с органами прокуратуры и внутренних дел. Сдвиг в положительную сторону имелся, но еще сохранялась тенденция у органов прокуратуры и МВД считать хозяйственные нарушения незначительными, материалы Госарбитража не рассматривались длительные сроки, а при истечении сроков для взыскания ущерба ходатайств перед судами о восстановлении срока не возбуждалось.

Взаимодействие с судами ранее осуществлялось только через органы прокуратуры в связи с взысканием ущерба. В 1982г. Госарбитраж совместно с областным судом подготовил обобщение по взысканию материального ущерба по искам совхозов области. Было рассмотрено 4 дела, возбужденных по материалам Стройбанка. Ежегодно подводились итоги работы на совещании или активе работников Стройбанка, участие в котором, как правило, принимал главный госарбитр.

Контакт в работе с органами Госбанка СССР строился по контролю за строительством объектов сельского хозяйства. В результате проведенных мер по взысканию санкций, количество переданных материалов сократилось.

С органами Госархстройконтроля осуществлялся постоянный контакт, по направленным материалам возбуждались дела.

За указанный период в кадровом составе Госарбитража произошли изменения. С 07.06.1982г. была уволена консультант Перцева А.М., а с 08.06.1982г. на эту должность была принята Попович Валентина Николаевна, ранее работавшая секретарем Октябрьского районного народного суда г. Мурманска. В январе 1983г. была уволена в связи с уходом на пенсию секретарь-машинистка Маркова В.М. и принята Земцова Галина Петровна, ранее работавшая в Мурманской конторе «Арктикуголь», затем она была уволена по уходу за ребенком дошкольного возраста и принята Алексеева Галина Павловна, ранее работавшая на Кольской АЭС. С 14.02.1983г. была уволена в связи с уходом на пенсию госарбитр Круглова Е.А. и на ее должность зачислена Киченина Инна Григорьевна, ранее работавшая госарбитром Рязанского Госарбитража.

В 1983г. Госарбитраж рассмотрел 1765 споров, что на 204 больше, чем в 1982г. На решения Госарбитража было подано 129 заявлений о пересмотре, что на 66 больше, чем в 1982г. и составляло 1,3% от количества рассмотренных дел. На решения госарбитров (до 14 февраля — Кругловой, а затем до конца года — Кичениной), рассмотревших 1251 дело было подано 108 заявлений, из них 8 рассмотрено в порядке надзора Госарбитражем РСФСР и три решения изменены. При проверке дел в порядке надзора отменено одно решение по инициативе главного госарбитра. На решения главного госарбитра рассмотревшего 514 дел по первой инстанции было подано 15 заявлений о пересмотре, из них отменено Госарбитражем РСФСР одно решение и изменено 2 решения. Обжаловано 6 постановлений главного госарбитра. Отмененных постановлений не было. Всего за 1983г. было отменено одно решение и 5 изменено Госарбитражем РСФСР, что на 4 меньше, чем в 1982г. Анализ причин обжалования показывал, что госарбитрами недостаточно исследовались представленные документы, производилась их неправильная оценка, недостаточно проверялись представленные документы при подготовке дела к назначению, неправильно учитывались сроки исковой давности. Так, по делам № 1391/1, 1392/1 был неправильно учтен срок исковой давности при определении суммы штрафа за несвоевременный возврат цистерн, а по делу № 269 не учтен был срок исковой давности при привлечении в качестве соответчика торговой базы ОРПС, в связи с чем решения были изменены Госарбитражем РСФСР. По делу № 998 были неправильно оценены представленные приемные документы и было отказано в иске в связи с тем, что в приемном акте истец не отразил количество мест и недостающие мешки, в то время как сравнивать эти количества было получателю не с чем, т.к. ни в ж.д. накладной, ни в счете не было указано количество, поэтому решение в этой части было отменено. Причиной обжалования часто являлась недостаточная убедительность и конкретность, что давало основание сторонам обжаловать решение, хотя они по существу были вынесены в соответствии с законом и материалами дела правильно и были подтверждены постановлениями в порядке надзора.(11).

Согласно штатному расписанию на 1983г. в Госарбитраже работали 4 сотрудника: Главный госарбитр — Семенкова Алла Васильевна, госарбитр — Киченина Инна Григорьевна, консультант Попович Валентина Николаевна, секретарь-машинистка Алексеева Галина Павловна.

В кадровом резерве Госарбитража на 01.01.1984г. состояли: Геллер Татьяна Борисовна, начальник юрбюро ТЗБ Северного флота (1976-1982гг. госарбитр г. Вологда) и Кружилина Светлана Дмитриевна, старший арбитр управления торговли Мурманского облисполкома. (12).

В 1984г. Госарбитражем было рассмотрено 1646 имущественных споров, что на 78 больше, чем в 1983г. При общем увеличении количества рассматриваемых споров уменьшилось количество таких споров как по недостачам на 11 дел, недопоставка продукции и товаров на 18 дел, по качеству на 34 дела, по расчетам на 20 дел.

В 1984г. секретарь-машинистка Алексеева Г.П. была уволена по переводу в Мурманский рыбный порт. На эту должность была принята Попова Любовь Александровна. В феврале 1986г. уволилась госарбитр Киченина И.Г. и с 25.02.1986г. на должность госарбитра была принята Кружилина Светлана Дмитриевна.(13).

В 1986г. работа Госарбитража проводилась по разработанному плану. В целях координации работы по использованию правовых рычагов в народном хозяйстве Мурманской области были составлены совместные планы работы с отделом юстиции, областным финансовым управлением, Центром стандартизации и метрологии, областной конторой Стройбанка. Проводились совместные мероприятия с прокуратурой области, органами массовой информации, комитетами народного контроля. По инициативе Госарбитража применялись меры имущественной ответственности, была увеличена сумма взысканного материального ущерба с конкретных виновных лиц. По материалам, направленным в органы прокуратуры, ежеквартально проводилась контрольная сверка по принятым мерам. Уменьшилось количество дел по расчетам на 41, прочие на 12, по нарушениям норм законодательства при капстроительстве на селе, вытекающие из договора перевозки, безнарядному отпуску продукции. Уменьшению количества дел по расчетам способствовала предупредительная работа, проводимая Госарбитражем совместно с областной конторой Госбанка. Как и в предыдущие годы было проведено обобщение материалов споров по расчетам и совместная справка была направлена в обком КПСС и облисполком. Проведены семинары с главными бухгалтерами ряда отраслей (топливной, профтехобразования, торговли, потребкооперации), а также с работниками отделений и контор Госбанка области. Увеличение количества споров по недостачам произошло, в основном, за счет ПО «Апатит» Минудобрений СССР, на 20 в связи с недостачами продукции, отгруженной Волховскому алюминиевому заводу, ГОКа «Ковдорслюда» Минстройматериалов РСФСР — 8 исков Прокопьевского фарфорового завода и управления «Севрыбсбыт» Минрыбхоза СССР — 53 иска разных получателей. Всем предприятиям — поставщикам были направлены сообщения. Процент удовлетворения составлял 30-32%, но количество исков не уменьшалось. Основанием отказа в удовлетворении исков являлось неправильное оформление приемных документов. Снижение сумм санкций против заявленных происходило из-за пропуска срока исковой давности, а также с учетом вины ответчиков в соответствии со ст. 37 Основ гражданского законодательства, это, в частности, по спорам, которые вытекали из договоров подряда на капитальное строительство, где удовлетворение составляло 40-60%, а также в большей мере по качеству продукции и товаров.

В 1986г. главным госарбитром было рассмотрено 759 дел, госарбитром 1314. Значительно возросло количество жалоб на решения Госарбитража. Было обжаловано 31 решение главного госарбитра по делам, рассмотренным им по первой инстанции и 8 постановлений в порядке надзора. Отменено 7 решений главного госарбитра. Из обжалованных 8 постановлений главного госарбитра в порядке надзора Госарбитражем РСФСР изменено 1 постановление, а остальные оставлены без изменения. На решения госарбитра было подано 136 заявлений о пересмотре, отменено 16 решений и 1 определение госарбитра, что на 14 больше, чем в 1985г. Проверено 263 необжалованных решения госарбитра по категориям: преддоговорные споры, качество, недопоставка, недостача, охрана природы. Госарбитру были даны рекомендации по улучшению мотивировки решений, применению имущественных санкций, возмещению ущерба за счет конкретных виновных лиц. По результатам проверки в порядке надзора направлено 2 сообщения о привлечении виновных к материальной ответственности.

Госарбитраж проводил работу по борьбе с фактами несохранности социалистической собственности. В 83 решениях был поставлен вопрос о возмещении ущерба за счет виновных лиц от недостач, расточительства и бесхозяйственности. Взыскано по данным решениям с 55 должностных лиц 2 872 рубля. Госарбитраж постоянно направлял для проверки материалы по недостачам в следственные органы. В 1986г. было направлено 7 материалов, которые использовались при вынесении решений.

На 01 января 1987г. в Госарбитраже Мурманской области работали следующие сотрудники: Главный госарбитр — Семенкова Алла Васильевна, госарбитр — Кружилина Светлана Дмитриевна, консультант — Попович Валентина Николаевна, секретарь-машинистка — Попова Любовь Александровна.

С 22.06.1987г. на должность госарбитра был принят Колосов Леонид Тимофеевич, до этого работавший народным судьей Ленинского районного суда г. Мурманска.

С 01.10. 1987г. на должность госарбитра был принят Тихомиров Григорий Анатольевич, ранее работавший заместителем Мурманского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях области. На период ухода за ребенком до исполнения 1,5 лет Поповой Л.А. с 17.10.1987г. временно на должность секретаря-машинистки была принята Верещагина Л.Е.(14).

Интерес представляет справка о работе госарбитра Колосова Л.Т. «Колосов Л.Т. в должности госарбитра работает с июня 1987г. За это время (без учета февраля и марта 1988г.) им рассмотрено 502 дела, из них 41 — выездных заседаний арбитража. Все дела рассмотрены и решения отписываются в установленные законом сроки. Колосов Л.Т. проявляет инициативу в привлечении виновных должностных лиц к материальной ответственности. По фактам вскрытых нарушений законности им направлено руководству предприятий, учреждений и организаций 28 сообщений, по результатам рассмотрения которых с должностных лиц взыскано более 3 тыс. рублей. Подготовлены 4 предписания, по его предложению заслушаны объяснения 4-х должностных лиц объединения «Никель» и управления «Мурмансклестараснабсбыт» по фактам нарушения договорных обязательств необоснованного доведения споров до арбитража и ненадлежащей работы юридических служб. Проведено две проверки соблюдения предприятиями договорной дисциплины (объединение «Мурманлес» и управление «Мурманскстройснабсбыт». Прочитана 1 лекция по хозяйственному законодательству, сделано обобщение по спорам, связанным с перевозками".(15).

  1. ГАМО.ф.288.оп.1.д.8а.л.92;
  2. ГАМО.ф.288.оп.1.д.174;
  3. ГАМО.ф.288.оп.1.д.8а.л.92;
  4. ГАМО.ф.288.оп.1.д.9;
  5. ГАМО.ф.288.оп.1.д.174.л.49,50;
  6. ГАМО.ф.288.оп.1.д.174.л.54-60 об.;
  7. ГАМО.ф.512.оп.1.д.1.л.5;
  8. ГАМО.ф.1385.оп.1.д.2.л.12;
  9. ГАМО.ф.512.оп.1.д.1.л. 1,5,23,26,48;
  10. ГАМО.ф.512.оп.1.д.2.л.4,7,8,10;
  11. ГАМО.ф.512.оп.1.д.8.л.5;
  12. ГАМО.ф.512.оп.1.д.6.л.8,10,14,19,21,22,25,48,72,73;
  13. ГАМО.ф.512.оп.1.д.9.л.10,18,118;
  14. ГАМО.ф.512.оп.1.д.12.л.8,10,15,28,45,72;
  15. ГАМО.ф.512.оп.1.д.3.л.8,47.